#Скандал

«Новичок» высокой чистоты

12.04.2018 | Алексей Баусин, Ирина Демченко

Эксперты ОЗХО выяснили: против Скрипаля применили отравляющее вещество «Новичок» высокой чистоты. А значит, его изготовили в лаборатории, причем российской, заключают в Лондоне

867570.jpg

Фото: Flickr / OPCW

Выводы экспертов

Независимые эксперты из Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) подтвердили, что бывший офицер ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия были отравлены нервно-паралитическим веществом «Новичок». Об этом говорится в открытой части доклада ОЗХО, обнародованной в четверг.

В докладе, уже переданном российским дипломатам, отмечается, что отравляющее вещество, использованное против Скрипаля и его дочери, отличается очень высокой чистотой. «Название и состав выявленного токсичного химического вещества содержатся в полном и засекреченном докладе секретариата, доступном только членам ОЗХО», — подчеркивается в документе. Однако, в докладе ОЗХО не содержится каких-либо выводов или предположений относительно того, в какой стране оно могло быть произведено.

После того, как ОЗХО обнародовало свой доклад, министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон заявил, что «альтернативных объяснений, кто несет за это ответственность, уже нет — только Россия располагает средствами, мотивом и соответствующим послужным списком».

Официальные лица в Великобритании указывают: высокая чистота отравляющего вещества свидетельствует о том, что оно производилось в хорошо оборудованных лабораториях, а не кустарным образом.

Россия не доверяет

Эксперты ОЗХО приступили к изучению вещества, которым были отравлены Скрипаль и его дочь, в середине марта. При этом еще три недели назад в ОЗХО заявили, что нервно-паралитическое вещество, предположительное использованное в Солсбери, никогда не декларировалось ни одним из государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия.

Эксперты посетили Солсбери и собрали пробы из окружающей среды. Кроме того, у Скрипаля, его дочери, а также офицера полиции, который также подвергся воздействию отравляющего вещества, были взяты биометрические пробы. После этого их анализом занялись четыре аккредитованные ОЗХО лаборатории.

Как подчеркивал генеральный директор организации Ахмет Узюмджю, эксперты ОЗХО на всех этапах работали независимо и не были вовлечены в расследование, проводимое британскими властями. Имена и численность экспертов не раскрывались.

На внеочередной сессии Исполнительного совета ОЗХО Россия, Иран и Китай выступили с предложением запустить процесс совместного расследования «дела Скрипаля». Но России не удалось набрать необходимое квалифицированное большинство голосов

Изначально Москва дала понять, что недовольна ходом расследования, так как к нему не были допущены российские специалисты. «Мы примем результаты любого расследования, в котором будем принимать равноправное участие и которое будет транспарентным и не будет секретным», — заявил в начале апреля журналистам глава российского МИДа Сергей Лавров. «Мы не можем поддерживать заранее результаты расследования, в котором мы не участвуем и которое держится в секрете», — отметил Лавров.

На внеочередной сессии Исполнительного совета ОЗХО, состоявшейся 4 апреля, Россия, Иран и Китай выступили с предложением запустить процесс совместного расследования «дела Скрипаля». Но России не удалось набрать необходимое квалифицированное большинство голосов для того, чтобы инициатива была принята. Российскую инициативу поддержали Иран, Венесуэла, Куба, Сирия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Пакистан, Узбекистан и Никарагуа.

При этом, как заявляли российские дипломаты, многие страны, голосовавшие «против», сделали это под давлением США и Великобритании.

«В Конвенции о запрещении химического оружия нет такого требования, чтобы жертва вовлекала возможных организаторов в совместное расследование», — заявил на заседании Исполнительного совета постпред Великобритании при ОЗХО Джон Фогго.

После этого Москва предложила созвать по «делу Скрипаля» открытое заседание Совета Безопасности ООН. В Совбезе обмен дипломатическими любезностями продолжился.

Заместитель постоянного представителя США при ООН Келли Карри заявила, что «Россия либо преднамеренно применила это <...> оружие, либо не задекларировала и не обеспечила физическую защиту своих арсеналов данного отравляющего вещества нервно-паралитического действия».

«То, что сейчас происходит, — это не беспредел, это запредел, это зазеркалье. Ничего нового от наших коллег мы не услышали: они повторяют свою старую песню о том, что мы должны признаться и покаяться, и все будет хорошо», — комментировал итоги заседания постоянный представитель России при ООН Василий Небензя.

Ранее Россия неоднократно требовала предоставить ей образцы биоматериалов пострадавших и подключить ее к расследованию, однако Британия категорически отказывалась это сделать.

А свободна ли Юлия

Теперь в России отрицают и то, что Юлия Скрипаль, которая в начале этой недели была выписана из больницы города Солсберии и, как сообщили британские СМИ, доставлена в госпиталь на одну из военных баз, действует самостоятельно и не под давлением.

Как отмечалось в в заявлении Скотленд-Ярда, опубликованном от имени Юлии, она по-прежнему испытывает на себе последствия воздействия «нервно-паралитического вещества».

В российском посольстве в Великобритании заявили, что есть большие сомнения в том, что заявление действительно написано Юлией Скрипаль, и потребовали предъявить «наглядные доказательства того, что с Юлией все хорошо и она не лишена свободы».

Откуда яд и кто его принес

В британских СМИ фигурировали разные версии, как были отравлены Сергей и Юлия Скрипали. Поначалу писали об отравленном подарке, который дочь привезла отцу из России, потом — об отравленной гречке, потом — о смазанной ядом дверной ручке, потом о пассажире, который прилетел в Лондон на одном самолете с Юлией Скрипаль и улетел в Москву через пять часов.

Буквально через несколько дней после отравления Скрипалей британские власти заявили, что в качестве яда было использовано нервно-паралитическое вещество «Новичок» военного предназначения, производившееся в позднем СССР, запасы которого остались в России. Россия выступила с категорическим отрицанием того, что у нее сохранились эти запасы.

Поначалу писали об отравленном подарке, который дочь привезла отцу из России, потом — об отравленной гречке, потом — о смазанной ядом дверной ручке, потом о пассажире, который прилетел в Лондон на одном самолете с Юлией Скрипаль

На протяжении месяца, прошедшего с момента отравления, позиции сторон эволюционировали по нарастающей: российские официальные лица начали утверждать, что «Новичок» вообще никогда не производился в России, а британские — что эксперты «Портон Дауна» (Porton Down), правительственной научно-технологической лаборатории Минобороны, прямо указали на «Новичок» как на примененный яд и на Россию как на страну-производитель этого яда. В результате директор «Портон Дауна» дал интервью, в котором сказал, что за химическую формулу «Новичка» лаборатория отвечает, а насчет страны-производителя вопрос перед экспертами не ставился.

Анализируя ситуацию с отравлением Скрипалей и солидарность демократических стран с позицией Британии, многие политологи говорят о том, что теперь эта история рассматривается Западом не как частное событие (как было в 2006 году после отравления в Лондоне бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко), а как угроза со стороны России основам всей западной демократии. «Наиболее знаковым аспектом британского ответа является успех сплоченной международной поддержки. Несмотря на все трения с Brexit и недавнее напряжение в трансатлантическом сообществе, НАТО и ЕС публично и мощно поддержали позицию Британии по поводу атаки в Солсбери... Это объединение западных стран, видимо, сделает менее вероятным облегчение уже принятых санкций. Именно они, а не двусторонние меры, принятые Британией и Россией (против друг друга), составят основные потери для России от ее неудачного приключения в Солсбери», — считает научный сотрудник Королевского Института международных отношений Найджел Гулд-Дэвис, работавший в посольстве Великобритании в России в 2000-х годах.

Официальный представитель российского МИДа Мария Захарова, комментируя доклад ОЗХО, отметила, что «Россия не примет на веру никаких выводов в отношении дела Скрипалей до тех пор, пока российским экспертам не будет обеспечен доступ к упомянутым материалам экспертизы ОЗХО и всему объему имеющейся в распоряжении Лондона реальной информации по этому инциденту».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.