Игроки-мигранты. 
  
 Почему российские хоккеисты часто меняют место работы
 
В Омске давали хоккей: местный «Авангард» против питерского СКА. Команды, у которых схожи как финансирование, так и притязания в чемпионате. Потому что спонсором у гостей — «Газпром», а у хозяев — «Газпромнефть». В матче «Газпром», как и положено, оказался сильнее — 4:3.
  
Команды почти родственные. В составе питерского клуба восемь бывших авангардовцев: это защитники Сергей Гусев, Валерий Покровский, Дмитрий Рябыкин, Юрий Панов, нападающие Алексей Кознев, Константин Горовиков, Максим Сушинский, а также врач Сергей Белкин. В «Авангарде» есть вратарь Максим Соколов и защитники Александр Титов и Антон Бабчук, которые прежде играли за СКА. Все это, впрочем, не должно нисколько удивлять: процесс миграции игроков из клуба в клуб в суперлиге таков, что уследить за каждым переходом немыслимо. Около 250 хоккеистов каждое лето стабильно меняют команду.
 
        
        |  
При этом, по словам собеседника The New Times, одного из очень известных в России хоккейных тренеров, селекционная работа во многих клубах суперлиги ведется непрофессионально — и как раз отсюда частая смена игроками места работы. «Комплектование состава — тонкий вопрос, — говорит тренер. — Понять, какой хоккеист подходит конкретной команде, а какой в нее не впишется, может только человек хоккейный, имеющий интуицию. А в суперлиге очень часто доверяют агентам, которые проталкивают своих подопечных в какой угодно клуб, лишь бы снять 5 процентов с контракта. Самое печальное, что среди агентов крайне мало людей, которые сами играли в хоккей. В основной своей массе это юристы. Был интересный случай, когда одному хорошему хоккеисту грозила дисквалификация из-за подписания контрактов сразу с двумя клубами. Причем оба договора прошли через его агента — чуть ли не кандидата юридических наук. Хватает проколов и у руководителей клубов. Вот пример. Команда А говорит игроку N, что не нуждается в его услугах. Он проводит предсезонную подготовку с командой B — и забивает чуть ли не в каждом тренировочном матче. Команда А пытается вернуть игрока — и возвращает, пройдя ряд юридических процедур и исписав кучу бумаги. При этом за N, с которым клуб чуть ранее добровольно расстался, платится 250 тысяч долларов. Здорово, да? Беда еще и в том, что есть целая обойма «бегунков», которые снуют из клуба в клуб, сшибая подъемные. И из-за них в том числе многим талантливым хоккеистам закрыта дорога в состав. Хоккеиста сборной России Сергея Перетягина, например, чуть больше года назад отчислили как бесперспективного из скромного нижнекамского «Нефтехимика». Теперь он один из ведущих хоккеистов питерского СКА. Тренерам становится просто некогда верить в молодых ребят: гораздо проще взять уже проверенного «старичка», который избавит от головной боли на полгода, или выдернуть какого-нибудь чеха посреди сезона, заплатив его клубу немаленькую компенсацию. Калейдоскоп игроков! И как следствие — финансовые потери».
С такими издержками, вызванными прежде всего недостатком профессионалов среди менеджеров, российский хоккей едва ли начнет отрабатывать вкладываемые в него деньги. Конечно, процесс капитализации сдвинулся с мертвой точки, когда деньги патронов клубов стали направляться на развитие инфраструктуры: по всей стране возводятся дворцы спорта. Спешно, в нереально быстром темпе, с массой комичных моментов — вплоть до слуха о том, что в фундаменте одной из новых арен лежит забытый всеми трактор. Было бы символично, кстати, если бы такой фундамент оказался у новой арены, которую начали строить в Челябинске для местного «Трактора».
Остается два узловых вопроса. Способны ли клубы сделать свои хоккейные матчи востребованным продуктом, чтобы в нагрузку к билетам продавать сопутствующие товары — снедь, напитки, атрибутику, а также иметь доходы от рекламы? Готовы ли болельщики этот продукт покупать?
После матча «Авангард» — СКА тренер петербуржцев Барри Смит заметил: «Я заплатил бы за то, чтобы смотреть матчи, подобные этому». Чтобы хоккей перестал быть дотационным, России в 19 городах нужны 141 902 «мистера Смита», готовых ходить на хоккей (такова суммарная вместимость дворцов спорта команд суперлиги). Плюс одна федерация, как и двадцать клубов, готовых работать ради этих людей.
___________________________________________________________
  
 «Наша суперлига — вторая после НХЛ»
  
 ___________________________________________________________
35-летний голкипер петербуржского СКА и сборной России Дмитрий Ячанов взялся объяснить The New Times, почему хоккеисты так часто меняют клубы. 
    
   — Чем были вызваны ваши переходы? 
    
   — Из «Ак Барса» я ушел как раз из-за профессионального несоответствия: в тот год в Национальной хоккейной лиге случился локаут (забастовка хоккеистов, вызванная конфликтом профсоюза игроков и руководства лиги. — The New Times). В Казань приехали два сильных голкипера — Николай Хабибуллин и Фрэд Брэтуэйт. Мне предложили поехать в высшую лигу — в альметьевский «Нефтяник». Альметьевск — это недалеко от Казани, там как раз подобралась неплохая команда. Костяк составили ребята, которые из-за наплыва энхаэловцев вынуждены были играть дивизионом ниже. Затем позвали в московские «Крылья Советов». Удачно выступив в «вышке», я вернулся с этой командой в суперлигу. 
    
   — Меньше года назад — уже в суперлиге — хоккеисты «Крыльев» решились на забастовку, отказавшись выходить на лед до погашения задолженности по зарплате. Были перебои с деньгами? 
    
   — Перебои были на протяжении всех двух лет, что я там провел. Деньги заканчивались каждый раз аккурат после Нового года. Пришлось немного побузить. Ладно я, у многих ребят не было денег на то, чтобы на метро доехать до дворца… А после «Крылышек», не скрою, вариантов было достаточно. Выбрал СКА в какой-то степени интуитивно: одной из причин было предчувствие того, что Санкт-Петербург в этом году будет на ведущих ролях в российском хоккее. 
    
   — Это предчувствие, очевидно, связано с логотипом «Газпрома» на форме СКА? — Финансовая стабильность, конечно, немаловажна для меня и моей семьи: побывав в такой ситуации, в какой я оказался в «Крыльях», начинаешь как-то оценивать состояние клуба. Но это… нет, не то чтобы не главная причина — в вопросе выбора команды вообще нельзя привести градацию причин. Так что финансовые условия — только один из факторов. 
    
   — Вы повидали на своем веку «бегунков»? 
    
   — Да, конечно, но обойдусь без упоминания фамилий. К таким игрокам я сам не отношусь и никогда не относился просто потому, что очень привыкаю к людям, к команде — и мне трудно даются расставания. Сподвигнуть меня на переход могут только какие-то чрезвычайные обстоятельства. 
    
   — Зарплаты хоккеистов выросли ощутимо с конца 90-х? 
    
   — Безусловно. Вырос также уровень обслуживания, инфраструктуры, изменилось отношение к делу. За десять лет мы сделали не один шаг вперед, а пробежали неплохую дистанцию. Сейчас суперлига по уровню развития — вторая в мире хоккейная структура после НХЛ. Стали приглашаться звезды первой величины, началась «гонка вооружений», подъем цен. И я как действующий хоккеист не сказал бы, что это плохо. Это хорошо — и все игроки очень такому положению вещей рады.
Вместимость ледовых арен
    
   
    
   1. СКА (Санкт-Петербург) — 12 300 	 
    
   2. «Авангард» (Омск) — 10 048 	 
    
   3. «Ак Барс» (Казань) — 10 000 	 
    
   4. «Локомотив» (Ярославль) — 9046 	 
    
   5. «Динамо» (Москва) — 8800 	 
    
   6. «Салават Юлаев» (Уфа) — 8200 	 (пока клуб в новый дворец не переехал) 	 
    
   7. «Металлург» (Новокузнецк) — 8040 	 
    
   8. «Металлург» (Магнитогорск) — 7708 	 
    
   9. «Сибирь» (Новосибирск) — 7500 	 
    
   10. «Химик» (Московская область) — 7124 	 
    
   11. «Амур» (Хабаровск) — 7100 	 
    
   12— 13. ХК МВД (Московская область), 	 «Северсталь» (Череповец) — 6000 	 
    
   14. ЦСКА (Москва) — 5600 	 
    
   15. «Спартак» (Москва) — 5536 	 
    
   16 — 18. «Витязь» (Чехов), 	 «Нефтехимик» (Нижнекамск), 	 «Торпедо» (Нижний Новгород) — 5500 	 
    
   19. «Трактор» (Челябинск) — 3500 	 
    
   20. «Лада» (Тольятти) — 2900 	 Начиная с сезона 2007/2008 минимальная вместимость «домашнего» дворца спорта клуба суперлиги 	 должна составлять не менее 5500 зрителей. «Трактор» 	 и «Лада» обязаны построить новые арены в течение 	 ближайшего года.