#Диалог

#Только на сайте

Славой Жижек – Надежде Толоконниковой: «Вы звучите по-настоящему»

24.03.2013 | № 10 (279) от 25 марта 2013 года


Письмо в мордовскую колонию и ответ на него

46_01.jpg46_02.jpg

Славой Жижек и Надежда Толоконникова одинаково понимают свободу как высшую ценность и считают, что провокация — призвание искусства

«Все мы в тюрьме»

текст: Славой Жижек, философ, Любляна (Словения)

Дорогая Надежда!

Я искренне надеюсь, что ваше пребывание в колонии проходит наилучшим образом, что каждый ваш день организован благодаря небольшим ритуалам, которые вы повторяете изо дня в день, что вам это помогает и у вас есть немного времени на чтение. Я напишу вкратце, что я думаю о вашем нынешнем положении.

Джон Джей Чепмен (1862–1933), американский политический эссеист, писал в 1900 году о радикалах: «Они действительно всегда говорили об одном и том же. Они не меняются; но все остальное меняется. Их осуждали за <…> несовершенные преступления, эгоизм и жажду власти, безразличие к судьбе их собственного дела, фанатизм, тривиальность, юмор, шутовство и непочтительность. Но в них было что-то настоящее. В этом их сила. На первый взгляд никто не следует за ними, но все верят им. По камертону они представляли ноту ля, и все знали, что это и есть ля, хотя по давно сложившейся традиции все привыкли слышать соль-бемоль». Не является ли это адекватным описанием эффекта, произведенного перформансами Pussy Riot? Несмотря на все обвинения, вы звучите по-настоящему. Может создаться впечатление, что окружающие не следуют за вами, но внутренне они верят вам, они знают, что вы говорите правду или более чем — вы стоите за правду.

Конфликт прав

46_03.jpg
Надежда Толоконникова привезла из московского СИЗО в мордовскую колонию и отдала в библиотеку книгу Славоя Жижека «О насилии»
Какова эта правда? Почему реакция на Pussy Riot настолько агрессивна, и не только в России? Показательны здесь колебания и неопределенность западных СМИ: все были с вами всем сердцем в тот момент, когда вас рассматривали просто в качестве альтернативной версии либерально-демократического протеста против авторитарного государства, тем не менее в тот момент, когда стало ясно, что вы отвергаете мировой капитализм, репортажи о Pussy Riot стали намного более двусмысленными и многие СМИ показывали «понимание» критики в ваш адрес — почему? Многих беспокоит, что вы показываете скрытую преемственность между сталинизмом и современным мировым капитализмом.

Незадолго до свержения Николае Чаушеску дал интервью одному западному журналисту. Тот просил его объяснить, почему граждане Румынии не могут свободно выезжать за границу, несмотря на то что Конституция такое право гарантирует. Ответ был таким: действительно, Конституцией предусмотрено такое право, но также предусмотрено право граждан на безопасность у себя на родине. Таким образом, здесь представлен потенциальный конфликт прав человека: если бы граждане Румынии могли свободно покидать родную страну, процветание их отечества якобы было бы поставлено под угрозу. В таком конфликте приходится делать выбор, и выигрывает, без сомнения, право на процветающую и безопасную страну…

Дух сталинской софистики присущ и моей стране, Словении, где 19 декабря 2012 года Конституционный суд отклонил референдум по антикризисному законодательству. Референдум против неолиберальной экономической политики правительства предложили профсоюзы, и предложение было поддержано достаточным количеством подписей, чтобы сделать его обязательным. <…>

По мнению Конституционного суда Словении, референдум «мог бы иметь последствия, противоречащие Конституции» — каким образом? Конституционный суд признал, что референдум является конституционным правом, но его выполнение может поставить под угрозу другие конституционные ценности, которые должны быть приоритетными в условиях острого экономического кризиса: эффективное функционирование государственного аппарата для создания благоприятных условий экономическому росту; защита прав человека, особенно прав на социальное обеспечение и свободные экономические инициативы… При оценке последствий референдума Конституционный суд безоговорочно принял аргументацию международных финансовых властей, которые оказывают давление на Словению, требуя от нее мер жесткой экономии. Отказ подчиняться предписаниям международных финансовых институтов (или удовлетворить их ожидания) может привести к политическому и финансовому кризису и, таким образом, является неконституционным. Грубо говоря, так как удовлетворение этих предписаний является условием поддержания конституционного порядка, у них приоритет перед Конституцией (и следовательно, перед государственным суверенитетом).

*Ральф Густав Дарендорф (1929–2009) — англо-германский социолог, философ, политолог и общественный деятель.
Словения — небольшая маргинальная страна, но решение ее Конституционного суда — симптом глобальной тенденции к ограничению демократии. Идея в том, что в такой сложной экономической ситуации, как сегодня, большинство людей недостаточно компетентны для принятия решения. Они лишь хотят сохранить свои собственные привилегии нетронутыми, не задумываясь о катастрофических последствиях их действий. Эта линия аргументации далеко не нова. В одном из интервью Ральф Дарендорф* связал растущее недоверие к демократии с тем фактом, что после каждого революционного изменения дорога в новое светлое будущее лежит через «долину слез»: после развала социализма мы не можем немедленно достичь процветания благодаря успешной рыночной экономике — первые шаги обязательно будут причинять боль. Мучительный переход через «долину слез» длится дольше, чем средний период (демократических) выборов, и поэтому появляется искушение отодвинуть сложные изменения — ради выигрыша на выборах. Итак, если большинство противостоит необходимым структурным изменениям в экономике, не следует ли из этого, что на десятилетие или около того власть должна взять, пусть даже недемократическим путем, просвещенная элита, чтобы провести необходимые реформы и создать фундамент для настоящей стабильной демократии? Если развивающиеся страны «преждевременно демократизированы», результатом является популизм, который завершается экономической катастрофой и политическим деспотизмом — неудивительно, что экономически наиболее успешные на сегодняшний день страны Третьего мира (Тайвань, Южная Корея, Китай) приходят к полноценной демократии лишь после долгого периода авторитарного правления. Не эта ли линия мышления является лучшим оправданием авторитарного режима в Китае?

Слепые ведут слепых

В настоящее время ново то, что с наступлением экономического кризиса в 2008-м это недоверие к демократии, вынужденное в Третьем мире и на посткоммунистическом пространстве, постепенно охватывает сами развитые западные страны. То, что десять или двадцать лет назад свысока советовали другим, сегодня касается нас самих. В Западной Европе переход от послевоенного государства всеобщего благосостояния к новой глобальной экономике предполагает болезненные ограничения, снижение безопасности и уровня социальных гарантий.

Но что если такое недоверие оправданно и только политики или эксперты могут нас спасти, хоть при полной, хоть при ограниченной демократии? Однако кризис, продолжающийся с 2008 года, доказывает, что не простые люди, а сами политики в большинстве своем не знают, что делают. В Западной Европе мы наблюдаем растущую неспособность правящей элиты — она все меньше и меньше понимает, как нужно управлять. Посмотрите, как Европа борется с греческим кризисом: оказывая нажим на Грецию, чтобы та погасила долги, ЕС одновременно губит ее экономику, навязывая жесткие меры и тем самым создавая условия к тому, что греческий долг не будет выплачен никогда.

Неудивительно, что Pussy Riot ставят всех нас в трудное положение: вы прекрасно понимаете, чего не знаете, и вы не претендуете на быстрые и простые ответы, но вы говорите нам, что те, кто у власти, также не знают ответов. Ваше послание можно понять так: в Европе сегодня слепые ведут слепых. Именно поэтому так важно, чтобы вы продолжали сопротивляться и удерживать позиции. Когда Гегель увидел Наполеона, скачущего через Йену, он написал: это подобно тому, что Мировой Дух скачет верхом на коне. Так и вы сейчас не что иное, как критическое осознание, что все мы — в тюрьме.

С товарищеским приветом — Славой.


«Культурная адекватность не прилагается к портфелям чиновников»

текст: Надежда Толоконникова, ИК-14, Мордовия

Дорогой Славой!

Как-то раз, осенью 2012-го, когда я еще содержалась в московском следственном изоляторе с другими активистками Pussy Riot, я побывала у вас в гостях. Во сне, разумеется.

Подхватываю ваше рассуждение о конях, о Мировом Духе, о шутовстве и непочтительности, а также о том, почему и как все вышеперечисленное крепко-накрепко между собой связано.

Так уж вышло, что Pussy Riot оказались частью той силы, которая призвана к критике, творчеству/сотворению, экспериментированию и непрестанному провоцированию событий.

Бунт против мира

Если обратиться к сформулированному как-то Ницше различию, то мы — дети Диониса, плывшего в бочке и не признававшего авторитетов.

Мы — часть той силы, которая не дает конечных ответов и абсолютных истин, потому что наше служение — это вопрошание. Есть архитекторы аполлонийской статики, а есть (панк-) певцы динамики и становления. Одни не лучше других: «Мамы разные нужны, мамы разные важны». Только все вместе мы обеспечиваем функционирование гераклитова: «Этот мир был и будет вечно живым огнем, и разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере», — функционирования вечного мирового дыхания».

Мы — часть тех мятежных, которые просят бурю (как будто в буре есть покой) и полагают, что истина находится только в нескончаемом поиске. «Истины как навязанного мне предмета, как реальности, падающей на меня сверху, не существует. Истина есть также путь и жизнь. Истина есть духовное завоевание. Истина познается в свободе и через свободу. <…> Самое христианство я понимаю как бунт против мира и его закона. <…> Иногда приходила в голову такая кошмарная мысль: а что если права рабья ортодоксия, тогда я погиб, но я быстро отбрасывал эту мысль» (Николай Бердяев. «Самопознание»). И уже не различить, где тут говорят Pussy Riot, а где русский религиозный философ. В 1898 году Бердяев был арестован по социал-демократическому делу, ему было предъявлено обвинение в «стремлении к низвержению государства, церкви», в результате он был сослан на три года из Киева в Вологодскую губернию. Уж если вас коснулся Мировой Дух, не ждите, что это будет безболезненно для вас.

Всего лишь установка

Интуиция — слепой ведет слепых — потрясающе важна. Главное тут — вовремя осознать, что этот самый слепой и есть ты сам. Это осознание позволит человеку — возможно, впервые в его жизни — усомниться в своей естественной установке, к которой он прирос кожей и костьми и которая всегда грозит вылиться в установку, производящую террор.

Есть соблазн счесть, что установка, производящая террор, — это только фундаменталистская установка. На деле проблема объемнее, чем может показаться. Фундаменталисты — лишь видимая часть айсберга. Есть крепкий, хороший антифашистский слоган: «Фашисты убивают, власти покрывают». Мой знакомый, такой неравнодушный к антифашистам, куратор Андрей Ерофеев, во время судебного процесса над организованной им выставкой «Запретное искусство-2006» и грозившей ему в результате заведенного по инициативе ультраконсервативной организации «Народный собор» уголовного дела несколькими годами колонии, любил повторять: «Если бы действия «Народного собора» не были бы санкционированы госструктурами, то никакого процесса над выставкой не состоялось». Таким образом, чреватую нарастанием насилия установку воспроизводят те самые стоящие у власти «эксперты», которые якобы достаточно компетентны для принятия решения: «только эксперты (политики) могут решать проблемы». Как пела Лори Андерсон: «Оnly an expert can deal with the problem». Нам вместе с Лори было бы неплохо сбить спесь с этих самых политиков-экспертов и самим заняться своими проблемами. Потому что экспертный статус отнюдь не открывает доступ в Царство Абсолютных Истин.

Два года заключения для Pussy Riot — наша дань судьбе за подаренный нам ею острый слух

Неглупые люди придумали, что «устами младенца глаголет истина», не зря ценили на Руси юродивых, безумных. В политическом сердце российской столицы, где в январе 2012 года выступали Pussy Riot, в основании Красной площади стоит храм Василия Блаженного, чтимого русского юродивого.

Чуткость к духу времени и культурная адекватность не прилагаются к дипломам высших учебных заведений или к портфелям чиновников. Тут уж, как говорится, как карта ляжет. «Юмор, шутовство, непочтительность» также могут обернуться поисками истины. Истина многогранна, и ее соискателями являются многие. И разные. «Разные, но равные» — как утверждает другой хороший антифашистский слоган.

Наша дань судьбе

Я так думаю, что Платон действительно был неправ, и вряд ли все-таки человек — «двуногое без перьев». Человек — это что-то более сомневающееся, чем тот ощипанный петух. И я люблю таких — дионистских, непосредственных, желающих понять другое и новое, ищущих движения и вдохновения прежде догмы и незыблемого устава. И это — младенцы, глаголящие истину.

Два года заключения для Pussy Riot — наша дань судьбе за подаренный нам ею острый слух, позволяющий нам воспроизводить ноту ля, хотя по давно сложившейся традиции все привыкли слушать соль-бемоль.…

Как уладить противостояние экспертов и младенцев? Не знаю. Но одно могу сказать точно: партия младенцев, как и во времена Ирода, будет оказывать сопротивление; мы найдем свою корзинку и дочь фараона, которая нам поможет. В жизни тех, кто по-детски верит в торжество правды над ложью, во взаимопомощь, кто живет согласно экономике дара, всегда в нужный момент происходит чудо.

Надя

23 февраля 2013 г.


фотографии: ИТАР-ТАСС, Дмитрий Лебедев/Коммерсант






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.