В 2025 году зафиксирован исторический максимум приговоров по «террористическим» статьям. Согласно исследованию Кирилла Парубца для «Первого отдела»*, за первые шесть месяцев 2025 года военные суды вынесли по ним как минимум 597 приговоров. Фигурантами дел стали 659 человек.
В среднем в 2025 году суды выносят более пяти приговоров по «террористическим» статьям каждый день. Всего же за годы войны в Украине (2022 — июнь 2025) военные суды вынесли приговоры по 2590 делам, фигурантами этих дел стали 2901 человек.
При этом наказания по «террористическим» статьям ужесточаются. Так, в первой половине 2025 года суды вынесли столько же приговоров на сроки более 20 лет, сколько за пять предыдущих лет. При этом количество «мягких» приговоров снижается несмотря на общее увеличение количества дел. Исследователи отмечают, что статистика включает в себя только политические дела, о которых стало известно публично.
К 34 фигурантам «террористических» дел применили принудительные меры медицинского характера.
Начиная со второго года полномасштабного вторжения российские силовики применяют сочетание статей «теракт» и «госизмена». В 2023 появилось 12 таких фигурантов, в 2024 году — уже 104, в первой половине 2025 года — 83.
Самая «популярная» террористическая статья — «Публичные призывы, оправдание и пропаганда терроризма». Основатель «Первого отдела» Иван Павлов* считает, что так власти реагируют на трагедию: «Не сумели вовремя поймать террористов — тогда хоть комментаторов накажем».
Также статья об «оправдании терроризма» стала инструментом для продления сроков тем, кого власти не хотят выпускать на свободу. Например, второе дело против математика Азата Мифтахова**, которого задержали сразу после выхода из колонии. По версии следствия, в кругу заключенных Мифтахов якобы положительно отозвался о действиях Михаила Жлобицкого, устроившего взрыв в холле ФСБ в Архангельске. Свидетели — трое заключенных.
В мае 2024 года обвиняемым по делу об оправдании терроризма стал бывший муниципальный депутат Алексей Горинов. Ранее его приговорили к семи годам колонии за «фейки» об армии. Горинов якобы формирует у других заключенных идеологию терроризма, убежденность в ее привлекательности и представление о допустимости осуществления террористической деятельности.
До 2025 года «второе место» удерживала статья о «содействии террористической деятельности», но в этом году военные суды вынесли уже 33 приговора по статье «теракт».
Средний возраст осужденных по террористическим статьям снижается. После резкого роста в 2021 году (с 36,8 до 41,8 лет), к 2025 году он достиг 34,5 лет. Кроме того, в 2024-2025 фиксируется значительный рост обвинений подростков в возрасте 14-18 лет.
* Признаны в России «иностранными агентами».
** Внесен в список «террористов и экстремистов».