Бельгия оказалась под большим давлением из-за вопроса использования замороженных российских активов для предоставления «репарационного кредита» Украине, после того как Берлин и другие западные столицы изменили свою позицию и активизировались в принятии решения, пишет Financial Times.
Около €190 млрд российских государственных активов, которые хранятся в Euroclear, центральном депозитарии ценных бумаг в Брюсселе, были заморожены после полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году.
Еврокомиссия объяснила, как такой «репарационный кредит» можно структурировать, подчеркивая, что Москва должна нести расходы за незаконную войну Путина. Заем структурирован таким образом, что это не является конфискацией активов, а судебные решения вне блока не признаются ЕС, утверждают в комиссии.
Однако бельгийский премьер Барт Де Вевер потребовал от других 26 стран ЕС взять на себя юридические и финансовые риски, связанные с кредитом, и гарантировать его полную сумму, чтобы Бельгия не была вынуждена возмещать деньги.
Эта позиция вызвала критику в других столицах, особенно учитывая, что доходы Euroclear облагаются налогом в Бельгии. «Три года Бельгия говорила, что Euroclear — бельгийский, и прибыли тоже, а теперь, когда хочет поделиться рисками, заявляет, что Euroclear — европейский», — сообщит изданию дипломат ЕС. С 2022 года бельгийское правительство получило €3,6 млрд налогов на доходы от российских активов, и заявило, что эти средства полностью предназначены для поддержки Украины. Однако не все деньги уже переданы Киеву. Де Вевер отметил, что часть — €1 млрд — Бельгия оставляет как резерв на риски.
Несмотря на разногласия, ЕС планирует согласовать кредит в 140 млрд евро до декабря, с первыми выплатами во втором квартале 2026 года.
Между тем правительства Венгрии и Словакии планируют отсрочить принятие 19-го пакета антироссийских санкций ЕС ради уступок в своих экономических интересах, сообщает EUObserver.
Венгрия намерена добиться внесения исключений в предлагаемый Еврокомиссией полный запрет на импорт российского сжиженного природного газа (СПГ).
Словакия надеется на обходной путь в законодательстве ЕС, запрещающий двигатели внутреннего сгорания к 2035 году, поскольку страна производит много автомобилей.