В России для сотрудников МВД действует система премий за отправку задержанных на войну с Украиной. Как выяснила «Верстка», поговорив с полицейскими, следователями, адвокатами и судьями, за каждого завербованного выплачивают от 10 тыс. до 100 тыс. рублей. До суда и следствия уходят воевать почти 12%.
Полицейские обязаны еще до первого допроса подозреваемого — в момент разъяснения прав — предложить ему заключить контракт с Минобороны. Уехать на войну могут все, кроме фигурантов уголовных дел «террористической» направленности, дел, связанных с «госизменой» или «шпионажем», а также предполагаемых педофилов. Но в реальности заключить контракт предлагают всем подряд.
Так, в июне 2025 года позвали воевать признавшегося в сексуализированном насилии над четвероклассницей жителя республики Коми. Он согласился подписать контракт, о чем ушел рапорт куратору — но позже дело мужчины все-таки направили в суд.
Если задержанный соглашается ехать воевать, производство по его делу приостанавливается, мера пресечения отменяется, а уголовное преследование в будущем прекращается по нереабилитирующим обстоятельствам. По словам адвокатов, судимым он не будет, если придет с войны с наградой, ранением или не придет вообще.
Интересы потерпевших в этой схеме не учитываются: с ушедшего на войну подозреваемого невозможно требовать никаких компенсаций, а гражданские иски будут рассматривать только после завершения СВО — и то если ответчик будет жив.
Соглашается заключить контракт примерно каждый десятый, следует из данных, которые есть в распоряжении «Верстки». Только за июнь отправиться на войну предложили 3333 задержанным по всей стране, следует из данных МВД, которые передал изданию один из источников среди полицейских. 2200 человек заключить контракт отказались, а согласились 392. Еще по 741 человеку, которым оперативники предложили заключить контракт, результат неизвестен.
Среди тех, кто захотел поехать на войну с Украиной, лидируют подозреваемые в краже — 139 человек, за ними идут обвинения в хранении и сбыте наркотиков — 53 человека, потом 33 задержанных по статье «угроза убийством», 27 — по статье «нанесение телесных повреждений» и 24 — по статье «мошенничество».
* Признана в России «иностранным агентом».