В 2024 году в России в закрытом режиме, то есть без участия прессы и слушателей, рассмотрели 25 тысяч 683 дела. Это в два раза больше, чем в 2015 году, когда в таком же режиме рассмотрели 12 тысяч 226 дел, выяснил канал «Север. Реалии»*, проанализировав данные Верховного суда.
По закону закрыть процесс от слушателей и СМИ можно в четырех случаях: если может быть разглашена гостайна, если дело рассматривается в отношении человека младше 16 лет, если речь идет о сексуализированных преступлениях, если участникам суда, их близким и родственникам грозит опасность. Так, в деле журналистов по участию в «экстремистском» сообществе за сотрудничество с ФБК** процесс закрыли из-за «возможных угроз свидетелям», а судье приставили охранника. По тем же основаниям закрыли процесс по делу Жени Беркович*** и Светланы Петрийчук***, которых обвинили в «оправдании терроризма» за спектакль «Финист Ясный Сокол».
В 2021 и 2022 годах число закрытых судов было примерно одинаковым — 25 тысяч 530 и 25 тысяч 604 соответственно.
Рост количества закрытых процессов начался в 2019 году. Тогда закрытыми от публики оказались 15 тысяч 673 дела, хотя в предыдущие четыре года этот показатель составлял не более 12-13 тысяч дел.
Закрытые судебные процессы проходят в том числе с участием присяжных. Но доля таких судов очень мала — с 2021 года они составляют не более 1,37% от общего количества. Но их доля постепенно росла с 2015 года — с 0,3%.
* Признан в России «иностранным агентом» и «нежелательной» организацией.
** Признан в России «экстремистской» организацией.
*** Внесены в список «террористов и экстремистов».