37-летний житель Башкортостана Рифат Даутов, задержанный по делу о зимних протестах в городе Баймаке, умер из-за потери крови после избиения. К такому выводу пришла экспертиза, проведенная по заказу родственников. Опираясь на результаты этого исследования, защита утверждает, что Даутова могли жестоко избить во время этапирования в Уфу после задержания в Зианчуринском районе — через несколько часов он скончался от массивной внутренней кровопотери, пишет издание «Idel.Реалии»*.
Сразу после гибели Даутова телеграм-каналы, связанные с властями Башкортостана, стали распространять версию, что мужчина якобы был пьян и отравился «суррогатами этанола». Однако в это никто не поверил, потому в экспертизе уже была другая версия. Согласно заключению эксперта Бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения РБ Михаила Лапина от 26 февраля, смерть Рифата Даутова «наступила в результате заболевания — острого инфаркта миокарда 2 типа (донекротическая стадия), острой коронарной недостаточности, — развившегося на фоне кардиомиопатии и осложнившегося кардиогенным шоком». При этом эксперт отметил, что у Даутова были обнаружены кровоподтеки на нижней челюсти, у правого глаза, на груди слева, на ладони левой кисти, на руках, коленях, а также ссадины на правой щеке, обеих кистях рук и на правой голени. По мнению эксперта, эти повреждения «могли быть получены при не менее 12-кратном ударном, сдавливающем, скользящем воздействии тупыми предметами». Как указано в экспертизе, «подобного рода телесные повреждения при жизни — ввиду распространенности — влекут за собой временное нарушение функций органов и (или) систем продолжительностью до трех недель», однако в выводах отмечено, что данные телесные повреждения «в причинной связи со смертью не стоят». Эксперты также отметили, что не обнаружили в крови и моче Даутова следов алкоголяа и наркотических средств.
«Idel.Реалии» удалось ознакомиться с основными выводами независимой экспертизы, проведенной по заказу адвоката родственников погибшего. Так как следователь не разрешил независимому эксперту, приглашенному семьей, присутствовать при вскрытии, эксперт изучил фотографии тела Даутова и прокомментировал выводы экспертиз, заказанных следствием. Он указал, что у Даутова кровоподтеки занимали «не менее 30% поверхности тела», а «объем внутренней кровопотери должен составить не менее 5,19 литра». Такая потеря крови «должна была занять около пяти часов» до наступления смерти. Вывод о смерти мужчины от инфаркта миокарда эксперт отнес «к категории вымышленного».
Родственники неоднократно отмечали, что Даутов не присутствовал на протестах, его не было в Баймаке 17 января, он проходил медосмотр в Уфе перед отъездом на вахту. По версии же следствия, Даутов — «активный участник» событий у Баймакского районного суда 17 января 2024 года, в ходе которых он «нанес удары руками в область головы начальника полиции УМВД России по г. Стерлитамак [Рустама] Асанова, причинив последнему телесные повреждения в виде кровоподтеков мягких тканей волосистой части головы». При этом потерпевший полицейский Рустам Асанов лишь на третьем допросе опознал Даутова, как напавшего на него, до этого он говорил, что его ударил «кто-то из протестующих».
В «Баймакском деле» о массовых беспорядках 76 фигурантов, двое из них не дожили до предъявления обвинения.
* Признаны в России «иностранным агентом» и «нежелательной» организацией.
Фото: «Idel.Реалии»