Перед началом заседания Псковского областного собрания в минувший четверг, 24 сентября, депутат фракции «Яблоко» Лев Шлосберг произнес речь о ценности демократии в России. Депутат отметил, что 30 лет назад люди почувствовали себя гражданами, потому что «человек по внутреннему своему естеству — демократ».
Член партии «Единая Россия» Алексей Севастьянов сказал о своем коллеге Льве Шлосберге перед заседанием: «Для меня вы — рупор Госдепа на территории области. Ваше сердце не бьется в такт нашим», — поскольку именно Лев Шлосберг рассказал о гибели псковских десантников летом 2014 года, предположительно на территории Юго-Востока Украины.
Незадолго до этого в адрес Псковского областного собрания поступило обращение прокурора о нарушении Львом Шлосбергом ограничений, связанных с депутатской деятельностью. Поводом для таких выводов стало участие депутата в судебных процессах в качестве представителя Центра социального проектирования «Возрождение», на которых оспаривалось включение данного НКО в список «иностранных агентов».
Псковское областное собрание депутатов 24 сентября проголосовало за досрочное прекращение полномочий единственного депутата от «Яблока» Льва Шлосберга: 41 голосом из 44.
Лев, для вас случившееся — неожиданность?
Не совсем: у меня была информация об этой атаке. Информация пришла летом, я и предположил, что сама атака случится после (региональных. — NT) выборов (13 сентября 2015 года. — NT). История следующая.
Есть такая организация, ее уже многие знают — Центр социального проектирования «Возрождение»* * Псковская автономная некоммерческая организация «Центр социального проектирования «Возрождение» была создана в 1990-е годы, занималась маркетинговыми и социологическими исследованиями. В декабре 2014 года признана «иностранным агентом». . Эта организация в декабре прошлого года по подложным документам, незаконно, была включена в реестр иностранных агентов. Сейчас я уже не являюсь ее директором, но был. Эпизод, который вменили этой организации, случился в январе 2013 года: якобы организация вела дискуссии по «антисиротскому» закону. Организация подала в суд, и, учитывая то, что тогда, в 2013-м, я был ее директором, нынешний директор выдал мне доверенность — как учредителю — на представление интересов организации. Я был по этой доверенности в суде, в процессе против прокуратуры и в процессе против Минюста, я везде говорил, что я депутат Псковского областного собрания, работающий на постоянной, профессиональной основе, при этом я учредитель организации и по доверенности представляю ее интересы. Суды признавали мои полномочия, а в июле этого года Псковский областной суд внезапно отказался признать меня надлежащим законным представителем и рассмотреть апелляционную жалобу, которая была мной подписана. После этого появился юридический факт того, что представительство в суде не соответствовало закону.
Само по себе это всего лишь юридический казус — разные суды разошлись в оценке норм права, это происходит каждый день. Другое совершенно дело, какой вывод из этого сделала команда губернатора Турчака, с которой мы находимся в тяжелейших политических отношениях. И парламентское большинство, хотя сейчас уже надо говорить о полном союзе четырех партий, — это «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, — и вот они в парламенте решили, что мое представительство в суде является основанием для досрочного прекращения моих депутатских полномочий.
Дальше они все сделали мгновенно. Менее чем за 10 дней умудрились установить все «факты», написать все акты, собрать подписи за внесение законопроекта о моем устранении, включили его в дополнительную повестку дня. И это невзирая на то, что прокуратура подстраховалась и в своем письме не просила о такой санкции, как лишение депутатского мандата. Представители губернатора, лично председатель Заксобрания* * Котов Александр Алексеевич, секретарь псковского регионального отделения партии «Единая Россия». предприняли титанические усилия по обработке депутатов. Если честно, я не могу вспомнить такого случая за четыре года работы Собрания, чтобы таким образом, настолько мощно, настолько жестко шла индивидуальная работа с депутатами. У меня было ощущение, что люди давали письменные расписки, гарантии, что проголосуют именно таким образом. Даже ходили очень нехорошие слухи, что будут использоваться какие-то технические возможности отслеживания тайного голосования.
Я изложил свою позицию совершенно свободно и на заседании комиссии, и на заседании комитета, и сегодня (24 сентября, в день голосования. — NT) на сессии она была озвучена. Я полностью готов к дальнейшим действиям. В понедельник, 28 сентября, я планирую подать заявление в суд на оспаривание действий Псковского областного собрания депутатов, буду доказывать законность и обоснованность своей позиции. Никакого другого способа защиты своих прав для меня не существует.
Ну вы же понимаете, каким будет решение суда?
Нет! Нет, я не понимаю, каким будет решение суда! Всегда, когда я иду в суд, я говорю: «Уважаемый суд, у меня такая позиция». У нас неоднократно были случаи успешных судебных заседаний против власти, против избиркомов. Я иду в суд доказывать свою правоту, если суд примет иное решение, он должен будет обосновать это решение. Будет открытый судебный процесс, и его могут посещать все желающие. Я думаю, что можно будет отменить незаконные решения.
Кто те трое, которые голосовали «против»?
На самом деле один из трех — я. Еще два человека — я знаю их имена, но я не могу их назвать, потому что эти люди рискнули поступить честно в абсолютно бесчестной ситуации. Вот они смогут спать спокойно — сегодня, завтра и послезавтра. Они проголосовали по совести. Я очень горжусь этими людьми. Что касается остальных…
Я в каком-то смысле должен выразить им свое сочувствие и даже соболезнования, потому что Псковское областное собрание депутатов подписало акт о своей политической смерти. Я с большой печалью смотрю на своих коллег, потому что нужно было дойти до такого состояния, чтобы совершить такое действие. Да, я им соболезную.
Фото: yabloko.ru