#Только на сайте

#Пропаганда

#Путин

Президент в роли пропагандиста

29.06.2015 | Эля Колесникова, лингвист


24 июня, выступая на Совете по науке и образованию, Владимир Путин разъяснил, как именно иностранные фонды вредят школьному образованию в России.

Вот слова президента, сразу же вызвавшие поток интернет-мемов: «Мы с вами знаем, наверное, а может быть, кто-то и не знает: так называемые иностранные фонды по школам работают, сетевые организации просто шарят по школам Российской Федерации много лет под видом поддержки талантливой молодежи. На самом деле, как пылесосом высасывают просто — прямо со школы абитуриентов берут, на гранты сажают и увозят. Поэтому на это тоже нужно обратить внимание».

Когда при авторитарном режиме глава государства рекомендует на что-то «обратить внимание» — впору начинать всерьез тревожиться. Однако мы уже прошли, кажется, ту стадию, когда имело смысл пугаться слов и подтекстов президента. В том числе и касающихся образования. Уже действует закон об иностранных агентах, уже принят в третьем, окончательном, чтении закон о «нежелательных» НКО, уже фактически разгромлен фонд «Династия» и т.д. и т.п. Двери для любых репрессивных действий в области образования давно открыты: кого хотят закрыть — закроют, кого хотят уволить — уволят, кого хотят запретить — запретят. Месяц назад Дмитрий Медведев подписал Стратегию развития воспитания, в первом абзаце которой ставится задача воспитания личности, «разделяющей российские традиционные духовные ценности». Какие именно ценности воспитанник должен разделить с премьером Медведевым, из текста Стратегии совершенно не следует, но зато понятно другое: под предлогом внедрения в неокрепшие умы чуждых России ценностей можно урезать финансирование, уволить учителя или директора школы, вообще закрыть школу.

Потому что кругом враги, а мы сидим в осажденной крепости — это сегодня едва ли не единственный locus communis официальной риторики. И он лежит настолько по ту сторону рационального дискурса, что его нельзя ни опровергнуть, ни оспорить. Бесполезно, например, рассказывать, что «нежелательная» «Династия» ставила условием получения гранта пребывание грантополучателя на территории России — в случае выезда из России на срок более четырех месяцев выплата гранта прекращалась. В этой риторике ни факты, ни аргументы ровным счетом никакого значения не имеют.

Выступая на Совете по науке и образованию, президент Путин говорил не с ректорами, не с профессорами, не с учеными, не с учителями, не со студентами и не со школьниками. Он обращался к тем самым процентам своей поддержки, которые растут как на дрожжах столь стремительно, что я поостерегусь называть конкретную цифру. Это с ними, этими самыми процентами, говорил президент: страшный и коварный враг, ужасный Иностранный Агент ходит кругами вокруг наших школ, как педофил за забором детсадика, но я, ваш спаситель и отец родной, не дам ему высосать пылесосом ваших детушек, не дам оторвать их от традиционных ценностей, не дам посадить их на грант.

Господин президент! Сажают в тюрьму, под домашний арест, на хлеб и воду. Сажают на кол.

Еще сажают «на иглу». В том числе — на иглу лживой пропаганды. А посадив, бдительно следят, чтобы никто с нее не соскочил.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.