#Судьбы

#Только на сайте

#Эмиграция

Русский формат

23.06.2015 | Дмитрий Пашинский | № 21 (371) от 22 июня 2015 года

Чем стоит заняться заграницей, если хочешь добиться успеха? Как не потерять связи, в том числе и коммерческие, с родиной? И что может заставить человека, с нуля запустившего бизнес «там», вернуться в Россию? — The New Times узнавал у молодых русских предпринимателей из Лондона и Праги
28-490-01.jpg
Иван Митин в собственном антикафе «Циферблат», Лондон

Инициативные россияне осваивают Европу. Оказывается, и в Англии, и в Чехии можно запустить бизнес с нуля, и для этого даже не всегда обязательно располагать стартовым капиталом. Кроме того, идеи, оправдавшие себя в России, могут сработать и за границей.

Время — деньги

Карьеру предпринимателя 30-летний Иван Митин начал с проекта «Стихи в кармане», в который вложил всего две тысячи рублей. Он гулял по московским улицам и раскладывал карточки со стихами. Писал об этом в блог и вызвал неожиданный интерес у читателей, желавших присоединиться. «Я стал организовывать вечера, куда приходила творческая молодежь, мы пили чай, говорили о высоком и делали карточки, — рассказывает Иван NT. — Так я понял, что у меня талант создавать для людей приятную атмосферу».

Вскоре Иван и трое его друзей скинулись по 50 тыс. рублей, открыв «Дом на дереве» — клуб по интересам, где каждый платил за вход, сколько хотел. Третьим шагом стало антикафе «Циферблат». Концепция заведения проста: гость платит не за меню, а за время. Минута стоит один рубль. Хотя сам термин «антикафе» автору идеи не нравится: «Я стремлюсь к тому, чтобы наш бренд стал нарицательным словом, описывающим целую индустрию».

Первый «Циферблат» появился в Москве в сентябре 2011 года и стоил 800 тыс. рублей. Бизнес окупился за рекордные полтора месяца, поскольку шел огромный поток посетителей — 300–400 человек в день. Сегодня сеть представлена во многих городах России, а также на Украине и в Словении. Зимой прошлого года «Циферблат» открылся в Лондоне. «Люди по 40 минут стояли в очереди, чтобы попасть внутрь, — вспоминает Иван. — Им удивительно, что русские делают еще что-то, кроме автоматов и танков».

Однако создать бизнес в Англии было гораздо сложнее, чем в России. «Наш формат оказался совершенно новым для их системы, поэтому регистрация местного юрлица (LTD) длилась почти полгода». Вторая проблема — аренда. «Находя в Москве помещение, я через два дня могу получить от него ключи, а здесь нам либо отказывали, либо оно не подходило. В итоге мы сняли 500 квадратных метров за 3,5 тыс. евро, но больше двух месяцев ушло на оформление бумаг».

На этом трудности не закончились. Все помещения в Англии делятся по типам использования. «Наше имеет статус обычного офиса, — поясняет Иван. — Но в день открытия мировая пресса назвала нас «кафе, где платишь за минуту». Арендодатель решил расторгнуть договор: «Около года шел суд, который стоил, как полсети «Циферблата». Сколько — Митин не уточняет.

Появившись в Англии, резюмирует Иван, проект потерял громадные деньги, несмотря на огромное внимание СМИ, которое бесплатно не получал ни один бизнес-проект из России. Причина в высоких налогах (20 % от доходов уходит в казну) и высоком уровне минимальных зарплат сотрудникам — £7,5 в час. В России, по его словам, этих трудностей не было. Начиная бизнес, Иван боялся лишь «кровопийцев» из госорганов. Впрочем, зря: «Имей я продуктовый магазин где-нибудь в Выхино, с меня, уверен, сразу же начали бы трясти деньги, потому что это понятная модель. А у нас — странное для чиновников место. Люди читают книги, играют в настольные игры, общаются, самообслуживание — нет охранников и официантов. Это выходит за рамки мироощущений чиновников, идущих за взятками».
28-cit-01.jpg
Пешком по Лондону

Два c половиной года назад 33-летний Константин Пинаев, уроженец подмосковной Балашихи, основал проект «Вокруг Лондона за 40 шагов», предлагающий туристам из России оригинальные пешие туры по столице туманного Альбиона. На реализацию стартапа у него не ушло ни пенни собственных денег.

За плечами у Пинаева — два высших образования: экономика и социология. Последние девять лет он живет в Лондоне, куда переехал по приглашению британской компании Promise Corporation работать в сфере консалтинга. «Когда-то я скучал на уроках москвоведения, — вспоминает Пинаев в разговоре с NT. — Но Лондоном я увлекся и стал вести популярный блог «Записки эмигранта». Это и подтолкнуло меня к созданию проекта».

Идею подсказал знакомый из США. Приезжая с друзьями в новый город, они находили местную версию игры «Монополия» и передвигались по клеткам — от улицы к улице. Классическая «Монополия» имеет 40 клеток — отсюда и название «40 шагов». «Каждая клеточка — это маршрут экскурсии на тему уличного художника Бэнкси или Джека Потрошителя», — поясняет Пинаев. По его словам, конкуренция на рынке экскурсий высочайшая, но большинство гидов предлагает стандарт — Биг-Бен и Тауэр: «Это интересно в первые 24 часа. Но тем, кто бывает в Лондоне часто, хочется увидеть не только то, что рисуют на открытках».

28-490-02.jpg
В Лондон улетает все больше идей и молодых людей

Проект стартовал в октябре 2013 года. С помощью краудфандинга Пинаев собрал £9 тыс. и зарегистрировал аналог российского ИП, что заняло у него 15 минут. «Я относился к этому, как к хобби, — рассказывает он, — проводил одну-две экскурсии в неделю. Но постепенно интерес к проекту рос, и я решил уволиться, полностью посвятив себя своему детищу». Уходить в свободное плавание было страшно, признается Константин, но игра стоила свеч.

28-490-05.jpg
Возможно, когда-нибудь Константин Пинаев дошагает до настоящей монополии

Теперь три раза в неделю он проводит по два тура в день, куда приходят группы по 10–15 человек. Билет стоит £20. Кроме того, он проводит частные экскурсии, попасть на которые можно, заплатив £200: «Это цены чуть выше стандартных англоязычных туров, которые стоят от 10–15 фунтов. Но их миллион, они пошли по тупиковому пути — не разработать идею, а предложить максимально низкую цену. К тому же на них приходит по 50–70 человек. Как таким образом можно прочувствовать дух Лондона — непонятно».
28-cit-02.jpg
В ожидании реинкарнации

26-летний Алексей Терентьев уехал из страны еще задолго до протестов зимы 2011–2012 годов, которые породили целое поколение молодых эмигрантов «болотной волны». Еще будучи студентом Высшей школы экономики (ВШЭ), Алексей создал проект НКВД.pro, предлагающий российским компаниям размещать свои серверы за рубежом. «Наш хостинг реагировал только на легальные запросы Интерпола и местных органов власти. Людей с горячими сердцами из российских спецслужб это не слишком устраивало…» — иронизирует он в разговоре с NT.

В 2010 году, получив диплом о высшем образовании, Алексей собрал чемодан и отправился жить в Прагу. Здесь он занялся бизнесом и основал холдинг Creative Telematics & Trade. Основных направлений у холдинга пока четыре: это кальянный бутик iSmoke, антикафе — за счет открытия полноценной кухни оно готово конкурировать с «Циферблатом», чей приход на чешский рынок неизбежен, а также — типография мелких заказов и хостинг, ставший после отъезда из России только успешнее: «Чем тоталитарнее становился режим в России, тем больше клиентов хотели размещать свои сайты или 1С-бухгалтерию где-нибудь в Англии или Германии. В этом и был секрет успеха НКВД.pro». Со временем хостинг, по словам Алексея, «конечно, стали копировать, поэтому сейчас нам приходится брать действительно качественной круглосуточной поддержкой».

28-490-03.jpg
В Чехии Алексей Терентьев вдохнул воздух свободы

Для регистрации бизнеса в Чехии иностранцу, по словам Алексея, нужна лишь справка о несудимости из своей страны, переведенная на чешский язык, а в остальном набор документов стандартный: уставной капитал (200 тыс. крон на счету), наличие юридического адреса (если не своя недвижимость, то согласие арендодателя), подача документов в торговый суд, нотариально заверенные подписи директоров, местная справка о несудимости и государственный сбор 2,5 тыс. крон.

Почему выбор пал именно на Чехию, собеседник NT объясняет так: эта страна одновременно близка и советскому, и европейскому менталитету плюс здесь доступная аренда, компенсирующая довольно высокую налоговую ставку в 21 % с продаж. «Например, наш средний склад в 35 км от Праги обходится в 4500 крон в месяц (площадь — 55 метров), офис в 7 минутах на машине от центра Праги — в 12 тыс. крон (80 метров), а офис в пражском пригороде — в 8 тыс. крон (80 метров). В то же время там же 220 метров площади под антикафе обходятся в 20 тыс. крон».

28-490-04.jpg
Трубки перемирия — в кальянной iSmoke работают мастера из России, Украины, ДНР и даже из Ирака

Рассуждая о вероятности своего возвращения в Россию, Алексей цитирует другого знаменитого русского эмигранта — лауреата Нобелевской премии по физике Андрея Гейма. Тот, отвечая на вопрос журналистов, что заставило бы его вернуться на родину, сказал: «Реинкарнация». «Раньше я думал, что это произойдет, когда мне будет тридцать. Теперь же надеюсь хотя бы в пятьдесят дождаться «реинкарнации» страны».

Фото: london.ziferblat.net, creativetelematics.org, shutterstock, podebrady.ru, londopolia.com


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.