22-490.jpg

16 июня в России появится восьмая по счету ГК — Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»: соответствующий закон был внесен в Государственную Думу и проголосован в первом чтении 19 мая. До этого за падающие «Протоны» отвечало то Федеральное агентство «Роскосмос», то Объединенная ракетно-космическая корпорации, то они вместе. Начальников снимали, переставляли, одного недавно отправили под домашний арест: ракетоносители — странное дело! — никак на это не реагировали (подробнее читайте на стр. 28). Теперь космическая отрасль удостоилась ГК, которой будет передано все имущество предшественниц, но бюджет и расходы которой будут абсолютно не подконтрольны никому, кроме правительства и президента, включая аудиторов Счетной палаты.

Идея понятна и описана французским теоретиком бюрократии Мишелем Крозье в его знаменитой книге «Бюрократический феномен» еще полвека назад. Суть в следующем. Бюрократы, сидящие на небесах и принимающие решения, которые касаются тех, кто живет и работает на земле, постоянно испытывают информационный голод: им кажется, что все вокруг их обманывают (и правда кое-кто обманывает) и скрывают от них (и правда кое-кто скрывает) нерасторопность и казнокрадство подчиненных. В результате, полагают небесные люди, их гениальные идеи и многомиллиардные вливания оборачиваются неудачами. Как выйти из положения? Ну конечно же: создать еще одну бюрократическую надстройку, куда посадить доверенных людей, которые, глядя на землю из своих черных лимузинов, наконец-то поймают за руку плохих исполнителей и помогут хорошим неэффективное сделать эффективным. Результат известен: дяди на небесах оказываются еще дальше оторваны от жизни на земле и принимают еще более дикие решения, бюрократия множится и съедает ресурсы, которые могли бы пойти творцам и делателям (например, частным космическим компаниям — стр. 24), люди на земле показывают небесам средний палец, эффективность системы стремительно движется к нулю. Эту механику мультиплицирования бюрократии Крозье назвал «порочным кругом», по которому уже не первый год и ходит российское государство: число чиновников на душу населения уже давно обогнало советские пропорции и обратно пропорционально экономического росту. Зависимость налицо: чем больше чиновников, тем ниже совокупное богатство страны.

Новейшие решения, касающиеся космической отрасли, — живая демонстрация неграмотности тех, кто их принимает, их абсолютная оторванность от земных реалий. Советская космическая программа — ее успехи, равно как и неуспехи, стоившие многих человеческих жизней, — неотрывная часть советской плановой экономики, инвестировавшей деньги в тяжелое машиностроение за счет всего остального — от нормальной еды до нормального здравоохранения (стр. 34). Советский военный комплекс — и орбитальные запуски как его часть — был главным пожирателем интеллекта, ресурсов, жизней. В конце концов он и сожрал сам себя, а заодно и страну под названием СССР.

Восстанавливать этот комплекс сегодня — это значит вновь опустить в бедность страну и ее граждан, да и сделать это не удастся: нет ни кадров, ни технологий. Зато миллионы и миллиарды уйдут по карманам и в песок. 

Фото: Борис Кавашкин/ИТАР-ТАСС


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.