#Главное

#Персона

#Только на сайте

#Театр

#Цензура

Герой нашего времени

05.04.2015 | Шкуренок Наталья | 11 (362), 6 апреля 2015

Владимир Кехман, фруктовый король и реформатор театра, — как зеркало путинской эпохи
26-490.jpg
Постановку детского балета «Чиполлино» в Михайловском театре проспонсировали бывшие партнеры Владимира Кехмана по бизнесу

26-200-01.jpg29 марта Владимир Кехман возглавил Новосибирский театр оперы и балета. Вначале было объявлено, что Кехман не покинет свое директорское кресло и в Михайловском театре Санкт-Петербурга, но 2 апреля Владимир Мединский неожиданно объявил об увольнении Кехмана с этой должности. В тот же день силовики пришли с обысками в фирмы Владимира Кехмана сразу в девяти городах — Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Самаре, Воронеже, Ростове, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. В фирмах изымались документы, печати и компьютеры: основатель и председатель совета директоров группы JFC (ввоз и хранение фруктов), энергичный бизнесмен, щедрый благотворитель (он спонсировал реставрацию церквей в Санкт-Петербурге и в Гамбурге, за что награжден орденами РПЦ), активный патриот является еще и фигурантом уголовного дела о мошенничестве.

Бакротство — явление временное

О Владимире Кехмане Питер заговорил в мае 2007 года, когда его назначили директором Малого академического театра оперы и балета им. Мусоргского или, иначе говоря, Михайловского театра, славного своей почти двухвековой историей.

К тому времени Кехман уже чуть ли не 15 лет занимался бизнесом в городе на Неве: создал ту самую JFC Group, заработал титул «бананового короля».

В Петербург Владимир Кехман приехал из Самары, где родился в 1968 году, где начал свою бизнес-карьеру. К середине 1990-х годов уже на питерской ниве он и взрастил свою оптовую торговлю заморскими фруктами. К 2003 году контролировал треть импорта бананов в Россию, при этом оборот компании достигал $200 млн.

JFC скупила банановые плантации в Эквадоре и Коста-Рике, приобрела собственный флот, создала бренд Bonanza. Кехман не только снабжал бананами северную столицу и прилегающие регионы, он приценивался к покупке других крупных компаний, составлявших ему конкуренцию на мировом рынке. Покупал недвижимость в городе и окрестностях. К 2008 году оборот JFC составлял уже $700 млн.

Словом, бизнес шел, как по маслу. Но в начале 2012-го группа компаний JFC подала иски в арбитраж Санкт-Петербурга о признании ее банкротом. Истцы объясняли свой шаг падением цен на бананы, неразрешимыми проблемами с одним из бывших подрядчиков. В ответ банки-кредиторы стали подавать иски лично к Кехману и топ-менеджерам JFC, являвшимся поручителями по кредитам. Тогда Гагаринский райсуд Москвы постановил взыскать в пользу Сбербанка по 3,1 млрд руб. с Кехмана, бывшего гендиректора Афанасьева и председателя совета директоров Юлии Захаровой.

Но, как считают коллеги-бизнесмены, ничто «не может выбить его из седла»: «Знаю Владимира Кехмана еще по работе в Общественном совете при Федеральной налоговой службе по Петербургу, — рассказал Владимир Катенев, президент Торгово-промышленной палаты города на Неве. — Да, сейчас продается его личное имущество. Но в бизнесе всегда надо быть готовым к тому, что либо ты пьешь шампанское, либо разгребаешь большие проблемы. Хотя банкрот — это временное состояние, завтра Кехман снова будет на коне. Он человек креативный, думающий. Он не складывает руки, он всегда в поиске».
26-cit-01.jpg
Страсти по белому порошку


Когда в начале мая 2007 года Владимира Кехмана поставили во главе Михайловского театра, в одном из первых интервью он признался с детской непосредственностью: «Прежде чем стать директором, я нечасто бывал в опере и еще реже на балете. Это, как правило, были светские выходы с супругой. Обычно, когда в зале гасили свет, я засыпал». Говоря это, господин директор явно скромничал: петербуржцы навсегда запомнили его первый сценический выход. Это случилось в 1995 году, когда в Петербург приехал Хосе Каррерас. На приеме в гостинице «Европейская» Кехман на правах организатора вышел перед публикой и запел. Каррерас слушал его соло, обомлев от изумления и буквально держась за стену.

Почему Кехман решился заняться театром? Сам он в официальных интервью утверждал, что мечтал возглавить театральный коллектив. Кто-то высказывал подозрения, что у Кехмана проблемы со здоровьем. Но по городу бродила и другая устойчивая версия нежданно вспыхнувшей страсти к искусству.

«Ходили слухи, что у Кехмана были неприятности с правоохранительными органами, и тогда ему сказали: поможем, если отремонтируешь театр, — вспоминает кинорежиссер Александр Сокуров. — Валентина Матвиенко, говорят, назначила его с условием, что он вложит свои средства в ремонт…»

Именно в то время Кехман публично заявил, что потратил на Михайловский больше 300 млн руб. из собственных средств. Но уже через несколько месяцев после воцарения в кресле директора, потребовал (и получил) из городского бюджета около 80 млн руб. на празднование юбилея театра.

Между тем по Питеру ходили странные слухи. Начиная с 2005 года сотрудники Балтийской таможни несколько раз находили среди бананов из Эквадора партии кокаина. В 2005 году было обнаружено 70 кг, в 2007-м в общей сложности 90 кг. И потом находили тоже, о чем питерские СМИ много писали. Единственным поставщиком бананов из Эквадора была группа JFC. А когда 26 мая 2010 года таможенники нашли на торговом судне из Эквадора среди бананов три сумки с кокаином общей массой 120 кг, СМИ связали бананы, Эквадор, JFC и кокаин в одну цепочку. Спустя десять дней JFC подтвердила, что бананы принадлежали ей, но контейнеровоз и сам контейнер являлись собственностью перевозчика, компании MSC, то есть к кокаину JFC не имеет никакого отношения.

А 29 мая 2010-го Михайловский театр предоставил свою cцену фонду «Подари жизнь» — на концерт приехал Путин: говорят, тогда наш театрал и наш президент (в то время — в ипостаси премьера) и познакомились.

Реформатор театра

26-200-02.jpg
  Владимир Кехман сам исполнил
  партию принца Лимона
  в спектакле «Чиполлино»
  в Михайловском театре


С приходом нового директора в Михайловском начались кардинальные кадровые перестановки. И — громкие скандалы. Чего стоит только снятие с репертуара оперы «Евгений Онегин» из-за разногласий с режиссером. На директора жаловались актеры, которые отказывались работать без художественного руководителя, главного дирижера, главного режиссера и заведующего оперной труппой. Вскоре Владимир Кехман пригласил в театр Фаруха Рузиматова на должность руководителя балетной труппы и Елену Образцову — руководителем оперы. Но продержались они на своих постах недолго. Елена Васильевна уже в следующем сезоне покинула Михайловский. Вскоре вернулась, но только в качестве советника. Сейчас советником работает ее дочь — Елена Макарова. Рузиматов продержался дольше, но и он с 2009 года тоже числится советником.

Артистам задерживают зарплату. Многие из них вообще были вынуждены уйти. Среди них — и дирижер Андрей Аниханов, не выдержавший, по его словам, хамства и некомпетентности нового директора. Последней каплей, как говорил тогда дирижер, стал диалог по поводу «Лебединого озера». Кехману не понравилась вторая картина, потому что «лебеди плыли медленно и печально». Тот позвонил Аниханову в антракте и предложил выпить коньяку, чтобы, видимо, «оживить лебедей»…

Не меньший шок у коллег вызвало и появление самого директора на сцене в образе принца Лимона в спектакле «Чиполлино».

Роман с властью

«Мы ставили оперу Танеева «Орестея», которая никогда не шла на этой сцене, — рассказывает Александр Сокуров. — Начинались репетиции, была сделана сценография. И вдруг Кехман узнает, что я активно участвую в градозащитном движении. Мы тогда были в серьезном противостоянии с Валентиной Матвиенко из-за башни Газпрома. Кехман позвонил мне и пригрозил — если я не прекращу протесты, спектакля не будет. Я ответил, что не буду отзывать свою подпись под письмами против сооружения башни (в Охта-центре. — NT). Он сказал — тогда я закрываю спектакль. Спектакль закрыли, никому ничего не заплатили. С тех пор я не переступал порог этого театра и считаю Кехмана нерукопожатным. Без околичностей: человек он простой, его конек — защита власти».

И действительно: в Михайловском регулярно бывает Владимир Путин — на благотворительных концертах фонда «Подари жизнь», на концерте «Поможем тигру», на концерте по случаю 50-летия побратимских связей Дрездена и Петербурга, а потом — на празднике 100-летия РФС. Своим (тогда, в 2010 году, премьерским) решением Путин выделил Михайловскому театру грант — 137 млн руб. ежегодно на пять лет.

«Кехман — менеджер на пять с плюсом, — считает бывший директор Академии балета им. Вагановой Вера Дорофеева. — И труппа балетная у него неплохая, есть что посмотреть. Противоречивая фигура, одиозная, но дело делает и по ходу учится. Он пришел в 2007 году, не представляя, что такое театр, но не стесняется спрашивать и учиться».

Кстати, об учебе. Владимир Кехман решил-таки получить специальное образование. Поступил в 2008 году в Петербургскую театральную академию на заочное отделение продюсерского факультета и окончил ее в рекордные сроки — за полтора года! Как утверждает Марина Дмитревская, известный петербургский критик, профессор академии, секрет такого рекорда прост: например, на ее занятиях студент Кехман ни разу не появился, хотя числился в группе, а зачет по предмету ему поставили в ректорате.

«Один раз я принимала у него экзамен, второй раз присутствовала на защите диплома, — рассказывает кандидат искусствоведения Татьяна Клявина. — Тема диплома Владимира Кехмана — новые пути в работе со зрителями в современных условиях — естественно, на примере Михайловского театра. Он был вполне убедительным. Само по себе желание пойти получать образование — дело не плохое. Но то, что он делает сейчас в отношении Новосибирского театра, — это абсолютное нарушение законов театральной этики».

По мнению Константина Учителя, историка театра, доцента продюсерской кафедры академии, формальная заочная учеба Владимира Кехмана — не самая серьезная проблема.

«Есть масса людей, которые учились формально, но кто-то стал при этом образованным человеком… Кехман — совершенно не склонен к системному образованию, — считает Учитель. — Может, это и не плохо для бизнеса. Но если говорить о системном образовании и культуре — трудно найти человека в этой среде менее образованного. Зато он обладает важным для сегодняшних чиновников и менеджеров качеством — у него нет никаких нравственных преград. Он ставит себе цель и добивается ее любыми средствами. В этом смысле Кехман — герой нашего времени, олицетворение эпохи. Но было бы куда полезнее использовать его таланты подальше от искусства».
26-cit-02.jpg
Происки врагов

В 2012 году Лондонский суд объявил Владимира Кехмана индивидуальным банкротом. В конце 2012 года Сбербанк обратился в правоохранительные органы, после чего против театрала возбудили уголовное дело о мошенничестве (банк считает, что выделенный JFC и невозвращенный кредит был истрачен отнюдь не на заявленные цели). К концу 2014 года по требованию Сбербанка была арестована недвижимость Кехмана, и в счет погашения долга из его зарплаты директора театра изымается 50 %. По предписанию следователей, суд произвел арест его предполагаемого имущества. На сегодняшний день Владимир Кехман и его компания JFC должны только Сбербанку 17 млрд руб. Но Кехман полон репертуарных планов. Спектакль продолжается

Фото: mikhailovsky.ru, Yevgeny Kurskov/TASS


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.