#Только на сайте

Дипломатия страшилок

24.03.2015 | Анна Байдакова

Датчане больше недоумевают по поводу угроз России, чем боятся

Скандинавская-Красная-шапочка-490.jpg

Политический рисунок советских времен: вооруженный до зубов американский Волк приплыл в гости к Красной шапочке — Скандинавии

Россия использует в отношениях с европейским соседями конфронтационную тактику в духе холодной войны. Отсюда — и угрожающая риторика посла РФ в Дании, и участившиеся полеты российских военных самолетов вблизи воздушного пространства страны, считает известный датский историк Бент Йенсен, член наблюдательного совета газеты «Jyllands–Posten», автор многих книг о России и русско-датских отношениях. «Россия пытается запугать европейцев», и такое поведение вызывает недоумение у датчан, сказал Йенсен NT.

В Дании не утихает скандал, связанный с недавними высказываниями посла РФ в Копенгагене Михаила Ванина. Комментируя в интервью газете «Jyllands–Posten» намерение Дании присоединиться к системе ПРО НАТО, он заявил, что в этом случае датские корабли могут стать потенциальной мишенью для российских ядерных ракет. А в комментарии на ту же тему для ТАСС дипломат сказал: «Датчане плохо представляют себе последствия такого шага для безопасности королевства, так как они скрываются от них».

О желании интегрироваться в европейскую ПРО, разместив на своих фрегатах в качестве составного элемента морскую систему Aegis, Копенгаген заявил еще полгода назад. Окончательное решение на этот счет пока не принято.

На ремарки Ванина в Копенгагене отреагировали довольно резко: министр иностранных дел Мартин Лидегор назвал их «неприемлемыми» и добавил, что Дания действует исключительно в целях обороны: «Москва хорошо знает, что противоракетный щит НАТО направлен на оборону, а не против России. По многим пунктам мы не согласны с российской стороной, но важно не нагнетать тон в дискуссиях», — сказал глава датского МИДа. На заявления российского посла в Дании отреагировал и премьер-министр Финляндии Александр Стубб. «Россия больше не хочет следовать международным законам, Россия хочет их устанавливать», — заметил глава финского правительства.

Тем не менее, некоторые эксперты в России уже поддержали тональность заявлений российского посла. Если Дания развернет морскую систему Aegis как составной элемент ЕвроПРО, то «она может быть абсолютно уверена, что ее корабли станут потенциальной мишенью для российского высокоточного оружия», заявил 23 марта в интервью ТАСС главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. При этом он высказал мнение, что в итоге Дания поостережется пойти на такой шаг.

«В последнее время участились облеты датского воздушного пространства российскими военными самолетами, хотя долгие годы их вообще не было, — замечает Бент Йенсен. — Это напоминает маневры времен Холодной войны, когда Кремль пытался таким образом оказать давление на датское правительство». Высказывания посла Ванина напоминают Йенсену «старое советское снисходительное отношение к Дании: мол, датчане наивны и, вероятно, не понимают, что НАТО использует их в своих опасных авантюрах».

Ранее руководство НАТО сообщало, что в 2014 году было зафиксировано около 150 полетов российских военных самолетов над территорией стран Альянса, причем в нейтральном пространстве российские истребители появлялись с выключенными транспондерами, что могло создать угрозу для пассажирских судов. 24 марта патрульная группа НАТО в очередной раз вылетела на перехват российских ракетоносцев (в сопровождении истребителей) в небе над Балтийским морем.

Агрессивная риторика российских дипломатов не столько пугает, сколько удивляет датчан, продолжает Бент Йенсен: «Даже те датские политики, кто выступает против датского участия в ПРО, критикуют угрозы российского посла».

Впрочем, глава МИД Дании, подчеркнул Йенсен, уже заявил, что не следует слишком драматизировать российское заявление. В целом датчане, по его словам, «относятся к угрозам спокойно, с долей удивления, что такая большая военная держава как Россия, которая за последние годы сильно вооружилась, таким образом угрожает маленькой нации, оборона которой минимальна». Многие датчане спрашивают: «Почему Россия не инвестирует в образование, здравоохранение и инфраструктуру, а вместо этого интенсивно вооружается?»



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.