#Только на сайте

Русский вопрос — ребром

12.03.2015 | Ирина Демченко, Лондон

В Лондоне всерьез задумались над тем, чего хочет Путин

Филипп Хаммонд (слева) посещает Королевские ВВС Waddington в Линкольне, Англия.

Ситуация на Юго-Востоке Украины, а также демонстрация российской военной силы в небе над Европой побудили Форин офис и спецслужбы активизировать работу по сбору информации о реальных намерениях российского руководства — в таком ключе дипломатические источники The New Times в Лондоне комментируют сенсационное выступление главы МИД Великобритании Филипа Хаммонда в Королевском объединенном институте оборонных исследований (RUSI) — исследовательском центре, изучающем вопросы военной безопасности и работы спецслужб. Хаммонд назвал Россию «самой серьезной отдельно взятой угрозой безопасности» Британии. При этом он поставил действия российского руководства в один ряд с деятельностью «Исламского государства» и актами устрашения, совершаемыми террористами-смертниками, — столь резкие заявления, пожалуй, впервые прозвучали из уст высокопоставленного европейского должностного лица

«Мы не понимаем, чего хочет президент Путин и какими могут быть его дальнейшие действия, — сказал, комментируя для NT выступление Хаммонда, бывший сотрудник русского отдела британского МИДа. — Такая непредсказуемость — одна из самых больших проблем, с которой мы сейчас сталкиваемся».

По словам собеседника журнала, в Лондоне «не были готовы к аннексии Крыма и к такой серьезной дестабилизации Восточной Украины». И поэтому теперь хотят «быть готовыми к тому, что может произойти дальше».

Хаммонд выступил в RUSI после визита в Киев, где у него состоялись формальные и неформальные встречи с украинскими политиками. Сбор информации о реальных намерениях российского руководства, отметил глава Форин-офиса, который также курирует в правительстве службу внешней разведки, — «жизненно важная» часть работы британских спецслужб.

«Действия президента Путина — незаконная аннексия Крыма и использование российских войск для дестабилизации востока Украины — основательно подрывают безопасность суверенных наций в Восточной Европе… Эта ситуация знакома всем, кто старше 50 лет», — сказал Хаммонд и добавил: «Не случайно все наши секретные службы снова набирают на работу носителей русского языка».

Мутный денежный поток

Отдельно в своем выступлении Хаммонд коснулся вопроса об информационном противодействии российской пропаганде, которая также, по его словам, представляет угрозу для Запада. По словам Хаммонда, «когда мы думаем о дальнейших шагах, которые мы можем предпринять, чтобы усилить давление на Россию, одно из направлений, к которому мы постоянно возвращаемся, как мы можем показать россиянам и людям, на которых Россия стремится оказывать влияние то, что происходит на самом деле».

Занимающиеся стратегическими коммуникациями люди «тщательно думают над этим», подчеркнул глава Форин-офиса. В этой связи он не исключил, что британское правительство опубликует данные о финансовых схемах людей из окружения президента России Владимира Путина.

«Мы работали в духе открытости, доброжелательности и партнерства, — продолжал Хаммонд, — чтобы помочь России занять правомерное место, как мы это видели, в качестве ведущей державы, вносящий значительный вклад в глобальную стабильность и порядок». Однако Запад должен признать, что «эти усилия были отвергнуты».

Любопытно, что в эти же дни лондонская The Times со ссылкой на исследование Deutsche Bank, опубликовала информацию о том, что в Великобританию за минувшие 10 лет были тайно переведены капиталы на сумму около £100 млрд (более €138 млрд), в том числе из России. Издание подчеркивает, что в основном это деньги россиян, которые «ищут безопасные места для хранения или отмывания капиталов за пределами страны».

При этом значительная часть средств попала на рынок недвижимости. (Кроме инвесторов из России, деньги в Великобританию переводили также из Греции, Израиля, КНР и стран Ближнего Востока.)

Самолеты и выборы

Слова Хаммонда о российской угрозе прозвучали на фоне разворачивающейся сейчас на Британских островах предвыборной кампании: ее результат даже сейчас, за менее чем два месяца до даты голосования (парламентские выборы в Великобритании намечены на 7 мая. — NT), аналитики не берутся предсказать с высокой степенью точности. Согласно данным последнего опроса, проведенного исследовательской службой Survation для газеты Daily Mirror, консерваторы (тори) пользуются поддержкой 34% британских избирателей, лейбористы — 28, Партия независимости Соединенного королевства (UKIP) — 19, «зеленые» — 10, либерал-демократы — 4%. Опрос службы YouGov дает тори 35% поддержки, лейбористам — 33, либерал-демократам — 6, UKIP — 14, «зеленым» — 7%.

Ясно, однако, что один из важнейших вопросов предвыборной повестки для партий-конкурентов — предстоящее сокращение оборонного бюджета Соединенного королевства, против чего резко выступают военные и эксперты в сфере обороны и безопасности. В конце прошлого — начале нынешнего года истребители королевских ВВС Великобритании несколько раз поднимались в воздух для перехвата российских военных самолетов. Аналогичные действия приходилось предпринимать авиации стран НАТО, курирующей регионы Балтийского моря и европейского атлантического побережья. «Стремительный темп, в котором Россия пытается модернизировать свои войска и вооружение в сочетании с нарастающим агрессивным поведением российских военных, включая появление российских самолетов в воздушном пространстве государств-членов НАТО, — все это вызывает серьезное беспокойство», — сказал, выступая в RUSI, Хаммонд, Очевидно, что провокационное поведение российских военных — как на Украине, так и в европейском небе, — играет на руку британским противникам бюджетных сокращений на оборону.

Однако было бы слишком большим упрощением сводить столь резкое заявление Филипа Хаммонда к борьбе за бюджет.

«В последнее время в Британии уже не раз звучали заявления о том, что Россия является потенциальной угрозой для Европы, так что выступление Хаммонда нельзя назвать совершенно уж неожиданным», — сказал The New Times бывший посол в России Эндрю Вуд. Он напомнил, что Хаммонд недавно побывал в Киеве, где «кроме официальных встреч у него наверняка были частные разговоры»: «Одно дело — то, что происходит на глазах у журналистов, другое — когда ты встречаешься с людьми лицом к лицу».

Бывший посол признал, что «поведение России в Крыму и в Восточной Украине очень серьезно беспокоит население Восточной Европы и всех остальных стран тоже».

Результатом этой же обеспокоенности, как отмечают многие аналитики, стала озвученная на днях главой Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером идея создания армии ЕС. Как уточнил Юнкер в интервью немецкой газете Die Welt, такая армия нужна для того, «чтобы намекнуть России, что мы серьезно относимся к защите ценностей Европейского союза».

А за несколько дней до Юнкера на возможность еще более жестких, чем до сих пор, финансовых санкций в отношений России намекнул в интервью Wall Street Journal британский премьер-министр Дэвид Кэмерон. По его словам, России, «нарушающей правила поведения XXI века», остальной мир должен быть готов сказать: «Попирая одну часть международных правил поведения, вы не вправе при этом рассчитывать на то, что вам удастся сохранить за собой доступ к другим частям — международным рынкам, финансам и (платежным) системам».

В подготовке материала принимал участие Борис Юнанов

Фото: Justin Tallis/AFP/Getty Images, Bethany Clarke/Getty Images



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.