4 февраля телезрители наблюдали, как глава России вдрызг разносит вице-премьера Аркадия Дворковича за то, что в десятках областей упразднены электрички. День спустя первые 40 составов из сотен отмененных возобновили движение

Радость от этого торжества гуманизма омрачает лишь знание того, что это упразднение электричек готовилось давно, и каждый ведущий к нему шаг был одобрен самим же Путиным.

Масштаб высочайшего благодеяния не так велик. 300 поездов, выкинутых из расписания за последний месяц, работу возобновят, но почти 900 электричек, ликвидированных в 2012–2014 годах, никто возвращать не собирается. Количество новых вагонов, закупаемых РЖД, как уменьшалось год от года, так и будет падать. Весь этот «подвижной состав», оснащенный, если использовать стандарты XIX века, вагонами 3 класса, будет ветшать и убывать в числе. Президентская милость — лишь заминка в этом процессе упадка.

Если бы виновники скандала дерзнули возразить Путину, то напомнили бы, что действовали по логике созданной им системы.

Пригородные пассажирские компании (ППК) — «дочки» ОАО «РЖД», совладельцами которых стали региональные администрации, с самого начала создавались как «дочки для порки». Их нерентабельность была предопределена. Схема их организации подстраивалась под выгоды якунинского ОАО «РЖД», которое сохранило у себя инфраструктуру и подвижной состав, получая за хлопоты субсидию из казны и арендную плату от ППК и одновременно избавившись от убытков, приносимых пригородными перевозками (подробнее об этом читайте на стр. 14).
05-cit-490.jpg
Владимир Путин когда-то одобрил именно такую схему. Что и понятно. Железнодорожная монополия — один из столпов путиномики. Она куда сильнее любого федерального ведомства и любого вице-премьера. Санкционируются только те «реформы», которые ей по душе.

Не менее понятно, что областные власти не смогли покрыть убытки «своих» ППК, задолжав им на сегодня почти 40 млрд руб. Региональные бюджеты дезорганизованы путинскими «майскими указами» 2012 года. Именно им доверили выполнение предвыборного обещания повысить зарплаты бюджетникам. Только за прошлый год долги российских регионов выросли на 22 % — с 1,49 трлн руб. до 1,82 трлн руб.

Не говоря о том, что региональные чиновники-назначенцы вовсе и не склонны жить нуждами своих граждан, а Москва до сих пор не заставляла отчитываться за электрички. Плавное их упразднение прекрасно вписывалось в логику идущей уже третий год «оптимизации» госрасходов вместе с сокращением числа больниц, образовательных учреждений и прочих надоевших начальству объектов.

Очередная волна ликвидации электричек если чем-то и выделилась на общем фоне, так только нарушением плавности. Обширные территории вдруг вообще лишились железнодорожного сообщения. Множество небольших городков, некогда процветавших, благодаря близости к железной дороге, а сейчас опустевших, попали в транспортную изоляцию. Этот перегиб в госполитике кое-как исправят, ничуть не меняя ее суть.

Хотя именно эта политика, подчиненная мании суперцентрализаторства, как раз и виновна в упадке российской глубинки. Люди оттуда бегут, небольшие поселения хиреют, соблазн «сэкономить» на убыточных электричках растет. У потерпевших сейчас праздник. Но он пройдет, а система останется. Не везет. И в прямом, и в переносном смысле.



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.