#Мнение

#Только на сайте

Почему нефть — вниз, а бензин — вверх

26.10.2014 | Сергей Шелин | № 35-36 от 27 октября 2014

21 октября в Госдуме был принят в первом чтении законопроект о налоговом маневре

С 2015 года экспорт нефти и нефтепродуктов станет выгоднее, их дефицит на внутреннем рынке поэтому вырастет, и россиянам придется больше платить за бензин. Хотя уже и сейчас, еще до всяких «маневров», бензин быстро дорожает, несмотря на дешевеющую нефть.

Окончательные параметры «маневра» еще предстоит уточнить, но сама идея одобрена во всех инстанциях: вывозные пошлины на топливо будут поэтапно снижаться, а налог на добычу полезных ископаемых расти.

Насчет скорости подорожания литра бензина прогнозы разные. От 1,8 руб. добавочного роста в год (Сергей Шаталов) до 3—5 руб. (большинство экспертов).

А пока бензин дорожает безо всяких «маневров». С начала года его цена выросла на 8,8 %, в том числе за первые три недели октября — на 0,8 % (общий индекс потребительских цен поднялся соответственно на 7,0 % и на 0,7 %). Потенциал подъема вовсе не исчерпан — оптовые цены подскочили на добрых 20 %. В Сибири на автозаправках уже несколько недель перебои.

Снимок экрана 2014-10-26 в 23.25.07.png

Ситуация курьезная. В «энергетической сверхдержаве» производство бензина стагнирует. За первые 9 месяцев 2014-го оно даже сократилось на 1,3 %.

Узнав (с легким опозданием) о бензиновом дефиците, Минэнерго призвало нефтяных гигантов докупить его за границей. Первым такое предписание получил «Газпром» — он ведь обещал модернизировать свои НПЗ и, как обычно, не сдержал слово.

Россия и раньше импортировала бензин, но крупным его покупателем становится только сейчас. В 2013-м его ввоз из-за границы был в 7 раз меньше вывоза. Однако, в ближайшие годы российский импорт бензина достигнет нескольких миллионов тонн в год. Главный поставщик — Белоруссия, которая делает его из российской нефти.

Помимо прочего, эта торговля — способ субсидирования соседней страны. Благодаря манипуляциям с пошлинами, белорусский бюджет уже сейчас получает миллиарды долларов. А с ростом поставок бензина в Россию, эта субсидия станет еще солиднее.

Падение цен на нефть никоим образом не препятствует взлету бензиновых цен в России. Они никак не связаны с мировыми и складываются из затрат наших компаний-гигантов на добычу и переработку нефти, из уплачиваемых ими налогов, и, естественно, из их прибыли.

Добыча будет дорожать — ни стимулов снижать издержки, ни профессионализма у капитанов нашей нефтедобычи, проваренных в чистках, как соль, нет и быть не может. Их нефтеперерабатывающие заводы неповоротливы и старомодны — по той же причине. Налоги, которыми они обложены, растут от одного «маневра» к другому.

Ну, а прибыль у них монопольная и поэтому такая, какую они сами себе назначат. Уменьшение экспортных барышей и отсечение от западных кредитов подталкивают их переложить свои огорчения и убытки на российских потребителей их продукции. Цены на бензин просто приговорены к ускоренному росту.

Почти полтора десятка лет ближний круг делился нефтяными сверхприбылями с народом и по этой причине считал себя его кормильцем. Пробил трудный час, и от народа ждут, что он вернет своим благодетелям долги с процентами. Удорожание бензина — еще одно из самых гуманных в составляемом сейчас списке мероприятий.




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.