#Главное

#Только на сайте

Дело Петровича

21.09.2014 | Романова Ольга | № 30 от 22 сентября 2014

Репортаж из Следственного комитета: как незаконно арестовали Владимира Евтушенкова

26_01.jpg
Кортеж Владимира Евтушенкова у здания Следственного комитета. Москва, 15 сентября 2014 г. /фото: Ольга Романова

Роскошный «Майбах» прижался к бордюру, у автомобиля сопровождения суетились люди в синей военизированной форме. Опытный адвокат Алхас Абгаджава замедлил шаг и кивнул, показывая мне на странный кортеж — в неподходящее время и в очень неподходящем месте: Технический переулок, драный забор напротив Следственного комитета, полдень, понедельник, 15 сентября.

Положение кортежа ясно свидетельствовало о том, что у кого-то важного — большие неприятности. Тип авто не оставлял сомнений, что речь идет не о чиновнике, а о представителе очень крупного легального бизнеса. Тот факт, что «Майбах» оставлен у драного забора, а не заехал внутрь просторного двора Следственного комитета, говорил об отсутствии пропуска на авто, то есть о наступлении черной полосы в судьбе серьезного предпринимателя.

— Алекперов? Фридман? Евтушенков? — спросила я адвоката Абгаджаву.

— Пойдем, спросим, — почти пошутил Алхас.

И мы пошли в Следственный комитет. В мраморном вестибюле СК пахло кислыми щами, а в кабинете полковника, следователя по особо важным делам, — ацетоном и лаком для ногтей. Мы пришли, потому что меня вызвали на допрос, но важный следователь быстро потерял ко мне интерес по причине моей бесполезности ввиду отсутствия памяти, зрения, слуха и навыков устной речи, и через полчаса мы покинули полковника.

А прихлопните-ка Петровича

Кортежа на улице уже не было. Мы пошли пить кофе и обсуждать, что ж такое мы увидели. По всем признакам, это для власти свой человек — чужие здесь так не ездят. За кофе нами была разработана версия под рабочим названием «Сказ о Петровиче»:

«Серьезные бандиты поставили мелкого авторитетика контролировать заводской район, собирать дань с мелких лавочников. И в один прекрасный день крупный авторитет говорит мелкому авторитетику: надо до конца месяца сдать в общак миллион. У мелкого возникает проблема — как собрать? Объяснять лавочникам, что дань выросла в три раза? Так они отвертятся: то-се, кризис. Мелкий авторитетик, не будь дурак, собирает свою шпану и говорит: а прихлопните-ка лавочника Петровича. «Как Петровича? Почему Петровича? Он же свой, он смирный, ты ж его с детства знаешь.— А вот Петровича».

Это логика такая, бандитская: хлопнуть надо своего. Кого не ожидают. И все скажут в ужасе: «Уж если Петрович не уберегся… Надо платить».

На следующий день, 16 сентября, стали известны подробности: по ходатайству Следственного комитета арестован Евтушенков Владимир Петрович, миллиардер и глава АФК «Система», владеющий, кроме прочего, МТС и «Башнефтью». Решение о домашнем аресте принимал Басманный суд, о заседании никто не знал, кроме узкого круга участников. Ни на сайте Басманного суда, ни в системе ГАС «Правосудие» никаких упоминаний об этом заседании нет. Дело ведет следователь Весельев, еще недавно — старший референт отдела статистики СК. Ровно в тот же день меня, человека маленького, допрашивал целый полковник по особо важным делам с отличным и долгим послужным списком. А важного Евтушенкова — недавний референт Весельев.

Вторая странность — заседание в Басманном суде. Невозможно предположить, чтобы у Владимира Евтушенкова были бы плохие адвокаты. Тем не менее они сначала отказались от какой бы то ни было борьбы, огласив только одно ходатайство — чтобы обвиняемый содержался не в квартире, где прописан, а на вилле в Жуковке. При этом защитники Евтушенкова промолчали о том, что его арест абсолютно незаконен. Обвинения, которые ему предъявили (растрата и легализация имущества, добытого преступным путем), подпадают под действие ст. 108 УПК РФ, известной как «медведевская поправка». Она гласит: если гражданин обвиняется в совершении экономического преступления, его нельзя помещать под стражу, если сфера его деятельности — предпринимательская. И в УПК специально разжевано: домашний арест применяется в отношении подозреваемого (обвиняемого) с учетом ст. 108 УПК РФ. И лишь в четверг, 18 сентября, защита обжаловала домашний арест. 

Он надеется выиграть

Но остается вопрос: почему защитники не поставили вопрос о законности ареста в суде? Ответ: домашний арест, вероятно, был согласован в понедельник, в СК, накануне Басманного суда. А это означает только одно: Евтушенкову сказали — радуйтесь, что это только домашний арест. Евтушенков знал, что его арестуют. Он изначально принял тактику максимальной конфиденциальности, и она была согласована со всеми высшими инстанциями.

Мог ли он уехать? Мог. Понятно, это вызвало бы атаку на компанию и потерю значительной части его бизнеса. Он остался и пошел под арест. То есть он надеется выиграть.

И шанс у него есть. Широкую публику повеселил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, сообщив urbi et orbi, что дело Евтушенкова не надо сравнивать с делом ЮКОСа, у Евтушенкова нет политики. Он же, Песков, через три дня после ареста Евтушенкова скажет, что Владимир Путин знает об освобождении Евтушенкова из-под домашнего ареста. Но проблема в том, что СК про освобождение ничего не знает, Мосгорсуд вообще делает квадратные глаза и кивает в сторону СК, агентства сообщают, что это глава РСПП Шохин неправильно понял позвонившего ему Евтушенкова и сообщившего, что домашний арест снят.

Так стало известно, что Евтушенков может говорить по телефону. А также ходить на работу, тут же добавил СК. При этом за три дня до этого все это Евтушенкову запрещалось. Адвокат Евтушенкова Владимир Козин (специалист по арбитражному праву) комментировать балаган отказался. Суд подумал и сказал, что может ужесточить меру пресечения — за нарушение режима. Потом на суд цикнули, и он тоже замолчал.

Торговля идет сейчас не о мере пресечения, а о приговоре. Вопрос — будет ли он в отношении отдельных лиц, не связанных в группу, или он будет в отношении АФК «Система»? Как было с ЮКОСом? Можно потерять акции по решению суда в пользу государства или договариться на его, государства, условиях.

Как показывает анализ событий, о возможном преследовании Евтушенкова знали или догадывались многие. Некоторые внимательные предприниматели и адвокаты заволновались за судьбу Владимира Евтушенкова еще после внезапного ареста этим летом влиятельного бизнесмена Левона Айрапетяна и принадлежащих «Системе» акций «Башнефти». Айрапетян также был задержан по подозрению в хищении акций «Башнефти», произошедшем во время их покупки Евтушенковым.

Показания на Айрапетяна якобы дал осужденный на пожизненное заключение (за убийства и взрывы в Уфе в составе «кингисеппской преступной группировки») экс-сенатор Игорь Изместьев. И опять совпадение: этим летом Игорь Изместьев остался без защитника, но при этом был доставлен в Москву и пошел на сделку со следствием. Что он на самом деле рассказывает, чего не рассказывает — неизвестно. Но сам по себе факт использования Изместьева о многом говорит: самое грязное дело — получать показания у человека, который сидит на пожизненном. 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.