16 сентября сотрудник полиции безопасности Эстонии (КаПо) Эстон Кохвер, задержанный российскими спецслужбами на границе и вывезенный в Москву, неожиданно отказался от нанятых Эстонией адвокатов — Марка Фейгина и Николая Полозова. МИД Эстонии подозревает, что он сделал это не добровольно. Другие версии: Кохвер, возможно, готовится дать признательные показания.

17 сентября в Лефортовском суде должно было рассматриваться ходатайство адвокатов Кохвера, но из-за его письменного отказа от услуг Полозова и Фейгина заседание не состоялось. В Таллине говорят, что Кохвер решил прибегнуть к услугам адвоката, назначенного Россией. Во всяком случае, глава МИД Эстонии Урмас Паэт предположил, что Кохвера каким-то образом заставили сменить адвокатов.

По версии Москвы, сотрудники ФСБ задержали Кохвера утром 5 сентября на участке местности по российскую сторону от контрольной линии между Эстонией и Россией — пограничный договор между двумя странами до сих пор не заключен, а значит — нет и официальной границы.

Впрочем, МВД Псковской области выдало собственную версию обстоятельств поимки Кохвера: якобы 36-летний гражданин Эстонии Эстон Кохвер был задержан в Пскове, в одном из гаражей на улице Новаторов, где оказался по случаю визита к родственникам-псковичам.

В свою очередь, полиция безопасности Эстонии утверждает, что агенты ФСБ элементарно похитили Кохвера на территории Эстонии, в восьми километрах от пограничного пункта Лухамаа/Шумилкино. По версии КаПо, Кохвер, расследуя дело о контрабанде, вынужен был оказаться в непосредственной близости от контрольной линии — тут-то его и ждала засада. КаПо настаивает: Кохвер — опытный оперативник и не мог оказаться на территории России.

В пользу версии КаПо говорит тот факт, что 5 сентября, в день поимки Кохвера, представители пограничных служб Эстонии и России подписали ноту, в которой было взаимно признан факт нарушения линии контроля с российской стороны. Но российский представитель впоследствии отозвал свою подпись.

Спецслужбы, конечно, иногда ловят в своей стране разведчиков и шпионов. Хуже, когда они это делают в другом государстве. И уж совсем неслыханная вещь, когда на территории другого государства они ловят не разведчика и не шпиона, а оперативника со стажем и безупречной репутацией, специализирующегося на контрабанде и борьбе с оргпреступностью. «Кохвер известен как специалист по трансграничной коррупции. Его похищение — это тот случай, про который профессионалы говорят gamechanger, — сказал автору этих строк один офицер КаПо. — Это должно послужить предупреждением не только для всех приграничных с Россией стран, но и для всех спецслужб Запада».

Для ФСБ это был, конечно, «джекпот»: поимка сотрудника эстонской полиции безопасности через два дня после визита Барака Обамы в Таллин

По мнению Каарела Кааса, главного редактора влиятельного эстонского журнала «Дипломатия», в тот роковой для себя день Кохвер скорее всего должен был встретиться со своим информатором и ждал его на контрольной линии. «Все указывает на то, что его поимка была хорошо спланированной операцией ФСБ», — убежден Каас. Он, впрочем, допускает, что информатор Кохвера мог быть агентом (или двойным агентом) ФСБ, которая затеяла эту операцию с целью заманить в ловушку Кохвера или какого-то другого сотрудника КаПо.

Версия небезосновательная, если вспомнить, что спецслужбы Латвии неоднократно заявляли о наличии данных, указывающих на то, что ФСБ вербует контрабандистов, занимающихся нелегальным провозом сигарет из России, где они стоят на порядок дешевле.

В этой связи, впрочем, в ходу и еще одна версия: Кохвер мог напасть на след контрабандистов, которые, в свою очередь, были связаны с ФСБ коммерческими отношениями.

ФСБ не могла не знать, что Кохвер — не шпион. ФСБ вообще прекрасно знает Кохвера. Он не раз встречался с российскими оперативниками, занимающимися трансграничной преступностью. Некоторые сотрудники псковского УФСБ знакомы с ним лично.

Тогда зачем все это? Для чего России понадобился шпионский скандал на пике похолодания отношений с Западом?

Боюсь, у тех, кто отдавал приказ о поимке Кохвера, логика сермяжная. Для ФСБ это был, конечно, «джекпот»: поимка сотрудника полиции безопасности через два дня после визита президента США Барака Обамы в Таллин, а тем паче — во время саммита НАТО, где обсуждался вопрос о дислокации частей Альянса в приграничных с Россией областях. И разве это не убедительнейшее доказательство активизации действий НАТО против России?

Один бывший сотрудник КаПо описал возможную логику чинов ФСБ с несколько иной стороны — мол, Обама вам наобещал с три короба, натовцы на саммите наобещали — так вот, смотрите, мы делаем с вами все, что хотим, и никакой Обама нам не указ.

Впрочем, не исключают в КаПо и того, что история с Кохвером — месть ФСБ. Ведь за последние пять лет КаПо поймала четырех изменников родины: высокопоставленный сотрудник Министерства обороны Херман Симм работал на СВР, а КаПовцы Владимир Вейтман и Алексей Дрессен с женой — на ФСБ. А вот эстонских шпионов за это время в России не посадили ни одного. Так ведь не честно.

Так или иначе, пока российские СМИ, включая федеральные телеканалы, уделяют Кохверу на удивление мало внимания. Но еще не вечер. Вполне возможно, нас ждет «чистосердечное признание» Кохвера перед телекамерами и соответствующий «анатомический документальный фильм». 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.