5 сентября Росстат опубликовал данные роста цен на продовольствие за август. Впервые за несколько лет эта цифра снова стала двузначной — 10,3 % по отношению к августу 2013 года.
02_01.jpg
фото: ИТАР-ТАСС

Такого скачка цен следовало ожидать, и дальше они будут только расти. Продовольственная корзина по итогам года в среднем подорожает на 20 %, а молочная и рыбная продукция может подорожать и до 40 %. Свои оценки мы делаем на основе консультаций с разными отраслевыми ассоциациями, в том числе с Рыбным и Молочным союзами. Наши собеседники в молочной отрасли уверены, что их продукция подорожает в том числе и потому, что из-за санкций закрыт импорт сухого молока, которое в зимний сезон в огромных количествах ввозят наши молокозаводы. Если предположить, что правительство найдет какой-то способ регулировать цены, как это было с торговыми сетями в августе, у нас неизбежно появится дефицит.

Говядина и свинина, по нашим данным, до конца года тоже подорожают на 20 %. Мы пока не можем полностью обеспечить себя по этим видам мяса. Чтобы наладить собственное производство, кроме денег, которых в общем-то нет, нужно еще время: от одного года, если у вас уже есть свиноферма и вы решили выращивать свиней, до нескольких лет, если речь идет о цикле производства говядины с нуля.

По многим видам продовольствия мы сильно зависим от импорта, так что говорить о какой-то продовольственной безопасности, как это стало модно в последнее время, пока что — чистый пиар. Результат наших ответных санкций — либо инфляция, либо дефицит. Запрет на импорт продовольствия из ЕС, Норвегии, США, Канады и Австралии еще не очень чувствуется, потому что действует сезонный фактор. Все начнется ближе к зиме.

Результат наших ответных санкций — либо инфляция, либо дефицит. Все начнется ближе к зиме

Сейчас у власти есть, на мой взгляд, один способ сохранить лицо и удержать рост цен — не обращать внимания на реэкспорт из санкционных стран через территорию наших партнеров по Таможенному союзу — Белоруссию и Казахстан. Пусть, например, польские яблоки перефасовывают в коробки с наклейкой «Сделано в Белоруссии» и везут сюда. Через Белоруссию шло до 90 % продовольственного импорта из стран ЕС, это наиболее оптимально с точки зрения логистики. Если наша власть закроет глаза на такие поставки, мы сохраним до половины того, что получали до введения ответных санкций.

Россия многое может производить — ну разве за исключением экзотических фруктов и пряностей. Но для этого нужны длинные деньги, которых нет в сельском хозяйстве, нужна государственная политика, рассчитанная на десятилетия, нужно объявить и не менять правила игры. Кто будет инвестировать в сельское хозяйство, даже с расчетом на санкции? А если через год их все-таки отменят? Куда в таком случае уйдут вложенные деньги? Именно эти вопросы себе сейчас задает бизнес.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.