#Реплики

#Только на сайте

Глава Сбербанка в роли диссидента

25.05.2014 | Сергей Хазов-Кассиа | № 17 от 26 мая 2014


22 мая на Петербургском экономическом форуме глава Сбербанка Герман Греф подверг резкой критике российскую экономическую политику


02_01.jpg
Глава Сбербанка Герман Греф неожиданно стал жестким критиком власти. Петербургский экономический форум, 22 мая 2014 г. /фото: Сергей Карпухин/Reuters
Вообще от форума в Петербурге в этом году ничего особенного не ждали. Главной интригой были списки гостей: приедет — не приедет. Половина руководителей иностранных компаний приглашением манкировала под разными благовидными предлогами, среди них, к примеру, генеральный директор Citigroup Майкл Корбат, генеральный директор инвестиционного банка Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн, президенты Siemens и Deutsche Bank. Не подвели нефтяники: в Питер приехали исполнительный директор Royal Dutch Shell Бен ван Берден, Роберт Дадли из BP и Кристоф Маржери, глава французского Total.

Но участников форума ждал сюрприз, причем не со стороны иностранных инвесторов или независимых политиков типа экс-министра финансов Алексея Кудрина, а от Германа Грефа, президента и председателя правления государственного Сбербанка РФ, крупнейшего банка страны: «Произошло драматическое падение темпов экономического роста. Сначала мы говорили, что рост в этом году будет 3,5–4%, потом порядка 1,5%, а теперь говорим, что он будет от минус 0,5% до плюс 0,5%. То есть он находится в рамках статистической погрешности. Очевидно, что в этом году мы столкнемся со стагнацией». Назвал Греф и причины: «Украинская ситуация повлияла на нас больше, чем мы предполагали. Отток капитала за 2014 г. — $65 млрд, это рекордный показатель. Инвестиции в основной капитал снизились на 4,5%. Я не помню, когда такое было».

По мнению руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, последние события — Украина, противостояние с Западом — всего лишь ускорили те процессы, которые развивались достаточно давно. «В России закончился период легкого роста на фоне растущих цен на нефть и притока капиталов во все развивающиеся страны. Оказалось, что это были временные факторы. После кризиса (2008 года. — The New Times) они ушли, а инвестиционные недостатки остались», — уверен экономист. Какие же недостатки? «Бизнес не понимает перспектив страны, а значит, и перспектив собственного развития, все очень неясно, непонятно, куда можно вкладываться», — говорит Гурвич. И отмечает, что об этих недостатках было известно давно. Но если раньше такие предостережения были уделом экономистов и оппозиционеров, то теперь, кажется, забеспокоились и на верхах.

Вот и Владимир Путин в выступлении на том же форуме заявил об «однобокости» российской экономики, пообещав «стимулировать инвестиции». Правда, в тот самый момент, когда в Северной столице президент рассуждал об инвестициях, в Москве сотрудники Следственного комитета проводили обыски в офисе компании «Яндекс.Деньги». Хороший, надо признать, стимул.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.