#Главное

#Интернет

#Только на сайте

Интернет под колпаком

25.05.2014 | Сергей Хазов-Кассиа | № 17 от 26 мая 2014

«Ростелеком» объявил о запуске нового российского поисковика «Спутник»

Рынок тем временем полнится слухами о планах по установлению тотального контроля над интернетом
26_01.jpg
фото: Петр Ковалев/ИТАР-ТАСС

«У нового поисковика вовсе нет задачи составить конкуренцию Яндексу или Google — это нишевый продукт, который должен облегчить взаимодействие населения с государством, онлайн-инициатива вроде портала госуслуг», — объяснил The New Times представитель пресс-службы «Спутника» Дмитрий Чистов. Проект стали спешно делать в 2013 году, хотя информация о новом поисковике просочилась в прессу еще в 2010-м. Тогда российское интернет-сообщество заговорило о том, что Кремлю понадобилась площадка, способная «правильно» фильтровать результаты поиска. Так, депутат Илья Пономарев не раз заявлял, что задача создать альтернативу Яндексу, занимающему 62% рынка интернет-поиска, появилась после грузинской войны 2008 года, когда в интернете в первых строчках появлялись ссылки, не устраивающие Кремль, а СМИ писали, что Россия начисто проиграла информационную войну Грузии. Представители «Спутника», однако, заявляют, что никакой цензуры на «Спутнике» нет и в помине, фильтры касаются только нелегального контента. Эксперимент, впрочем, показал: при введении в поисковую строку слова «Донбасс» Яндекс первой строчкой выдавал последние новости о гражданской войне на Востоке Украины, тогда как «Спутник» — не относящийся к последним событиям контент. А 23 мая, когда новостью номер один стало резонансное выступление в Петербурге Германа Грефа, заявившего о драматических темпах падения экономического роста, Яндекс на запрос «Греф драматическое падение» выдавал целый список порталов со ссылками на выступление главы «Сбербанка», «Спутник» же — ссылки вроде «Греф не ожидает резкого падения цены на нефть» или «Греф прогнозирует стабильность рубля».

Под козырек

По словам сотрудника одной интернет-компании, пожелавшего сохранить анонимность, «Спутник» прежде всего установят в госучреждениях, в том числе в университетах и школах. «Сегодня он будет просто открываться по умолчанию, а завтра в госучреждениях отключат Яндекс и Google — и вот огромная часть населения будет получать только «правильную» информацию», — прогнозирует возможное развитие ситуации собеседник журнала. Косвенно такое развитие событий подтвердили и нападки на Яндекс депутата Андрея Лугового, 15 мая попросившего Генеральную прокуратуру проверить Яндекс на соответствие закона о СМИ, поскольку на главной странице портала публикуются новости. Как пояснила The New Times пресс-секретарь Яндекса Ася Мелкумова, никаких запросов ни от депутата Лугового, ни от прокуратуры в компании пока не получали, а сами инициативы кажутся им странными: «Яндекс Новости» — это автоматический генератор, выбрасывающий лишь заголовки популярных новостей с сайтов наших партнеров». Но ведь власти достаточно заподозрить Яндекс в ангажированности, чтобы ограничить его распространение в госорганах.

На вторую проблему с существующими поисковиками намекнул Владимир Путин, отвечая на вопросы на медиафоруме Общероссийского народного фронта 24 апреля. Именно тогда российский президент вдруг заявил, что интернет — это проект ЦРУ. «Все идет через сервера, которые находятся в Штатах, все там контролируется», — говорил Путин, отвечая на вопрос о Google (27,6% рынка интернет-поиска в России). Его сервера и, правда, находятся за границей, да и сам сайт управляется из Калифорнии, в России работает лишь подразделение Google, которое занимается продажей рекламы. Досталось от Путина и Яндексу: «Яндекс — это национальная система», но «часть регистрации у них тоже за границей происходит и не только для цели налогообложения, но и по другим соображениям». Сотрудник одной из российских интернет-компаний в интервью The New Times так объяснил опасения президента: «После истории со сбором метаданных американским Агентством национальной безопасности, всплывшей благодаря Эдварду Сноудену, работа по созданию чисто российского поисковика активизировалась. К защите информации у российского руководства особое отношение». А источник в правительственных кругах оценил заявление Путина однозначно: «Президент дал четко понять, что влияние мирового интернета на россиян должно быть ограничено. И это будет исполнено».
26_02.jpg
Крым со «Спутника» все еще украинский /скриншот: сайт sputnik.ru

В интересах спецслужб

Одновременно с попытками диверсифицировать российский интернет Кремль усилил атаку на него. Так, 5 мая президент Путин подписал законы, по которым блогеры, страницы которых читают более 3000 пользователей в день, обязаны соблюдать требования, предъявляемые к СМИ, а интернет-компании и провайдеры — хранить информацию о своих пользователях в течение полугода. Рынок теперь ждет подзаконные акты, которые должны появиться в начале июня. Именно они пояснят, какова будет процедура регистрации популярных блогеров, как будет осуществляться подсчет аудитории, что за информацию должны хранить провайдеры, как к ней будет обеспечиваться доступ и пр. «С моей точки зрения, речь идет не о конкретном контенте, а о метаданных: IP-адрес пользователя, когда и на какие сайты заходил, — объяснил The New Times главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян. — Я знаю, что регулирующие ведомства, и прежде всего Роскомнадзор, настроены не перегибать палку и не делать жизнь пользователей и интернет-компаний невыносимой».

По словам специалистов, с которыми удалось поговорить The New Times, подобное хранение информации на руку прежде всего правоохранительным органам. «В принципе, слежку можно установить за кем угодно, взломать чью угодно почту, — пояснил журналу Матвей, руководитель одной из российских IT-компаний. — С ФСБ сотрудничают десятки хакеров, которые за деньги или просто под страхом, скажем, сесть в тюрьму за какие-то проделки, помогают спецслужбам. Но официально получить такую информацию непросто: нужно решение суда, интернет-компании могут отказать в ее предоставлении». Так, к примеру, компания Mail.Ru выиграла 25 апреля апелляционный суд, отменивший решение суда первой инстанции о штрафе 500 тыс. рублей за отказ в предоставлении информации об одном из пользователей Федеральной службе по финансовым рынкам. «Когда информация будет складироваться, станет не обязательно запрашивать данные по конкретному пользователю, провайдеры вообще могут не узнать, что окажется в руках спецслужб, а что можно будет, к примеру, купить на черном рынке», — говорит Матвей.

«Президент дал четко понять, что влияние мирового интернета на россиян должно быть ограничено. И это будет исполнено»

 
Особенную тревогу закон о хранении информации вызвал среди иностранных интернет-компаний и сервисов, самые крупные из них — Google, Facebook и Twitter. Формально их обязанности в законе не прописаны, да и вряд ли они подчинятся подобным требованиям наряду с русскими организациями. «Мы в растерянности, совершенно не представляем, что будет, надеемся только, что российские власти все же не ограничат доступ к популярным ресурсам», — сказал The New Times на условиях анонимности представитель одного из международных интернет-гигантов.

Хранение большого объема информации в течение столь длительного времени потребует установки дорогостоящего оборудования. Объем затрат неизвестен до принятия тех самых подзаконных актов («он может варьироваться от нескольких тысяч до нескольких миллионов долларов», — говорит Карен Казарян, впрочем, по некоторым оценкам, суммарный объем расходов интернет-рынка может достичь 1 млрд рублей), однако понятно, что, если вкладываться придется серьезно, часть компаний просто уйдет с рынка. «Зато крупные фирмы с большей готовностью пойдут на сотрудничество со спецслужбами», — уверен айтишник Матвей.

Нешелковый путь

*В Китае интернет предоставляют три провайдера: China Telecom, China Unicom и China Mobile, все они так или иначе контролируются государством. В 2003 г. Министерство общественной безопасности Китая ввело в действие проект «Золотой щит» (неофициальное название — Великий китайский файрвол) — систему серверов, фильтрующих входящий в страну интернет-трафик. Полностью запрещены Facebook, YouTube, Twitter, частично блокируются страницы Wikipedia или западных СМИ, в которых присутствует неугодная с точки зрения цензуры информация. В Китае возможно обходить запреты при помощи VPN, но большой популярностью пользуются китайские аналоги соцсетей (Weibo) и поисковых систем (Baidu).
29 апреля газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на телекоммуникационном рынке, среди чиновников и менеджеров интернет-компаний сообщила, что при администрации президента создана некая рабочая группа, разрабатывающая предложения по регулированию интернета. Речь, мол, идет о том, чтобы ввести три уровня сетей передачи данных: местный, региональный и федеральный, предоставив право выхода на зарубежный трафик только двум-трем общероссийским операторам, пойдя таким образом по китайскому пути*. Кроме того, по сведениям «Коммерсанта», предполагается запретить размещать DNS-сервера доменов .RU и .РФ за пределами России, а также ввести фильтрацию по контенту — понятие, которое пока что отсутствует в российском законодательстве. Представители IT-бизнеса подтвердили The New Times, что разговоры о подобных реформах и, правда, ходят, но вот кто конкретно входит в рабочую группу, никто не знает. «У нас никакой информации по этому поводу нет», — говорит Ася Мелкумова из Яндекса. «Еще несколько лет назад у Минсвязи были предложения по реформированию системы магистральных провайдеров, но тогда эту концепцию зарубили, потому что она играла на руку паре операторов, но совершенно не учитывала реалии интернет-рынка, — вспоминает Казарян. — Скорее всего, это пока вброс информации, проверка на прочность».

Существует ли на самом деле в Кремле рабочая группа по регулированию интернета или нет, по крайней мере, одно из положений уже начинает претворяться в жизнь, а именно — блокировка по контенту. Самый крупный на сегодняшний день магистральный провайдер «Ростелеком» в третьем квартале 2014 года должен завершить внедрение системы, которое позволит фильтровать сайты не по IP-адресу ресурса, как это происходит сейчас, а по текстовому адресу интернет-страницы (URL). «Если раньше можно было изменить IP-адрес, чтобы обойти блокировку, или воспользоваться так называемыми «зеркалами», когда точная копия вашего сайта расположена где-то за границей, то теперь в России можно будет блокировать все ресурсы, в адресе которых есть определенные символы или слова, — пояснил The New Times Алексей Терентьев, директор чешского IT-холдинга Creative Telematics & Trade, работающего со многими клиентами из России. — Это значительно расширяет возможности по контролю за интернетом».

Где наша не пропадала

Что же делать пользователям, если в стране все же будет установлен Великий российский файрвол? Создатели контента, в том числе блогеры, уже сейчас могут озаботиться тем, чтобы регистрировать свои страницы за границей: от блокировки это не спасет, но поможет сохранить инкогнито. «Когда к нам приходят (из правоохранительных органов) запросы на предоставление какой-либо информации о наших клиентах, мы отвечаем, что мы чешская компания, не обязаны разбираться в особенностях российского законодательства и просим прислать запрос на чешском с нотариальным переводом и апостилем, — смеется Терентьев. — Обычно на этом все и заканчивается». Впрочем, большая часть клиентов Алексея — бизнесмены: «Мы принципиально не занимаемся политикой».

У пользователей же интернета, которые могут остаться без источников информации, рецепты те же, что и у китайцев или иранцев: VPN (Virtual Private Network) или TOR-сервисы (есть и TOR-браузер Torch), позволяющие не только обмануть провайдера, показывая, что пользователь находится в другой стране, но и гарантирующие анонимность: провайдер, конечно, узнает о подключении к серверу VPN, а что будет происходить внутри этого сервера, знать не будет. Есть бесплатные VPN, есть и платные — от $7 до $20 в месяц, и чтобы установить его, вовсе не обязательно быть IT-гением. «Нужно заранее объяснить каждой домохозяйке, что такое VPN и как им пользоваться, — сказал The New Times один из основателей проекта «Диссернет» Андрей Заякин. — Тогда все эти ограничения будут просто бесполезны». Лишить же россиян VPN можно, только полностью отрезав возможность оплачивать заграничные сервисы, для чего нужно будет не только изгнать из России международные платежные системы, но и запретить переводы денег за рубеж. А это уже будет вовсе не китайский вариант. 



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.