#Резонанс

#Только на сайте

Запретный чекин

18.05.2014 | Дмитрий Окрест | № 16 от 19 мая 2014

Есть ли жизнь без GPS?

13 мая вице-премьер Дмитрий Рогозин ошарашил почтенную публику: c 1 июня Россия, возможно, приостановит работу навигационной системы США на своей территории

17_01.jpg
Переходить с навигаторов на бумажные карты пока преждевременно. Владивосток, 14 мая 2014 г. /фото: Юрий Смитюк/ИТАР-ТАСС


*Global Positioning System — система глобального позиционирования.

**Глобальная навигационная спутниковая система.
Необходимость временного отключения корректировочных станций навигационной системы GPS* вице-премьер, ответственный за оборонно-промышленный комплекс, объяснил тем, что американцы отказались размещать на своей территории российские наземные станции ГЛОНАСС**. «Мы приступаем к переговорам с США — отводим три месяца. Надеемся, что в ходе этих переговоров будут найдены решения, которые позволят восстановить пропорциональное сотрудничество», — заявил политик удивленным журналистам в ходе брифинга в Москве. Если переговоры не будут успешными, с 1 сентября работа станций GPS в России будет прекращена уже на неопределенный срок.

У владельцев смартфонов и автомобилистов от таких новостей, конечно, волосы встали дыбом: как же теперь пользоваться картами Google? А популярные мобильные приложения, типа Forsquare, без которых не мыслит жизни ни один нормальный хипстер? Как же чекины?!

Оказалось, что вопить от ужаса еще рано.

Проблема специалистов

В первую очередь важно понять: что собой представляют «корректировочные станции», о которых говорил Рогозин?


***International GNSS Service — Международный сервис глобальной спутниковой системы.
Работу навигационных систем обеспечивают орбитальные спутники и наземные станции. Спутники посылают сигнал с координатами, а станции рассчитывают расстояние до объекта и определяют координаты на местности. Сейчас в мире 453 такие станции, из них на территории России — 20, из которых лишь 11 работают с ГЛОНАСС, они есть в Обнинске, Норильске, Якутске и Магадане. Станции эти поставили еще в советское время, их использовали (и используют по сей день) для измерения точности движения тектонических плит. Находятся они в ведении Российской академии наук (РАН), но при этом интегрированы в международную сеть IGS***, которая обрабатывает информацию и рассчитывает орбиты спутников.

По словам специалистов, с которыми побеседовал The New Times, даже если наши айфоны и навигаторы лишатся связи с наземными станциями, они продолжат получать сигнал со спутника. Но насколько точные данные будут поступать в таком случае?

Кирилл Крапчатов, ведущий специалист компании «Навгеоком», которая продает спутниковое оборудование, счел необходимым напомнить, что GPS-навигаторы и сейчас не всегда точно показывают локации: «Погрешность порой составляет десяток метров». Неточность работы системы связана с тем, что устройства обычных пользователей принимают лишь данные с трех-четырех спутников. А вот геодезисты, к примеру, — как минимум с 15. И если наши телефоны и планшеты, лишившись наземной GPS-поддержки, будут получать сигналы только от спутников, погрешность увеличится на несколько сантиметров, чего никто даже и не заметит.

А как насчет популярных приложений типа Foursquare, GetTaxi, Google Earth и «Яндекс.Пробки»? Насколько пострадают они?

PR-менеджер компании «Яндекс» Юлия Бабикова заверила The New Times, что отключение наземных станций вообще никак не затронет работу геосервисов, сигнала со спутника, мол, вполне хватает.

Все это, конечно, замечательно, но хоть кому-то от отключения этих станций все же будет плохо?

Оказывается, да — тем же геодезистам. И вообще всем специалистам, для которых важна точность измерений, — физикам, геодинамистам, сейсмологам, строителям.

Кирилл Крапчатов прогнозирует, что для людей этих профессий и связанных с ними бизнесов негативные последствия начнут сказываться уже в течение ближайших недель после отключения станций: «Консолидированное мнение наших спецов — увеличится время работы геодезистов. С GPS для измерения требовалось буквально пять минут: нужно было настроить прибор на точки измерения и на минуту зафиксировать аппарат в стабильном положении. Поскольку наша отечественная система ГЛОНАСС не может обеспечить такую же точность, специалистам теперь придется использовать стародавнее оптическое оборудование».

И еще, уточняет Крапчатов: раз увеличится продолжительность работы специалистов, возрастет и стоимость кадастровых, инженерных или строительных услуг.
Karta-2.jpg

Торг и холодная война

Зачем же вице-премьер Рогозин так напугал граждан? И кому на самом деле был адресован его месседж? У аналитиков и экспертов есть две версии на этот счет. И одна другой не противоречит.

Первая версия — идет торг. США отказались размещать на своей территории точки ГЛОНАССа. Российской стороне понадобились ответные меры. По словам аналитика «Норд Капитала» Романа Ткачука, Рогозин таким образом пытается «выторговать преимущества для наших технологий».

С Ткачуком согласен и академик РАН, доктор технических наук Юрий Рыжов: «Это ситуация из разряда — кто кого уговорит. Споры и угрозы здесь вполне уместны».

Многострадальную систему ГЛОНАСС, которую так не хочет видеть у себя Запад, начали разрабатывать еще советские ученые в 1976 году. После развала Союза проект ушел в небытие, откуда его вернули при Владимире Путине. С 2001 по 2011 год на развитие ГЛОНАССа выделили 116,9 млрд рублей. А с 2012 до 2020 года из бюджета должны в общей сложности выделить еще 320 млрд. Чтобы от этой длинной истории был хоть какой-то толк, ГЛОНАСС нужно выводить на международные площадки. Российская система уже работает в Бразилии, Казахстане и далекой Антарктиде. А вот самый важный рынок — американский — такой конкуренции сопротивляется.

«Дело в том, что наша система еще сырая, на стадии развития, — рассказывает Ткачук. — Она пока не готова восполнить полностью функции GPS». Когда будет готова? Эксперты даже прогнозировать не берутся.

Затраты по продвижению ГЛОНАССа, как и присоединение Крыма, рядовые граждане оплатят из своего кармана

 
Вторая версия, почему Рогозин выступил с грозным заявлением, — очередная попытка показать кузькину мать Америке, отношения с которой обострились из-за Украины и санкций против России.

«Рогозин просто решил поучаствовать во всеобщей истерике по запрету всего иностранного, — уверен медиаменеджер Антон Носик. — При этом в рамках запретительного ража процветает лоббизм и крадут деньги на страхование упавших спутников».

И все же — есть ли возможности для полного отключения GPS на территории России, раз уж российская власть вошла в запретительный раж?

По словам опрошенных The New Times экспертов, такое невозможно. «Это абсолютно нереально, — говорит Антон Носик. — Россия же еще не приватизировала космос. Чтобы сделать систему недоступной для россиян, остается разве что попросить наши космические войска сбивать гражданские спутники США, но это, конечно, бред!»

А деньги — чьи?

Зато, по словам экспертов, теоретически (таких прецедентов еще не было) возможно другое: американцы, если вдруг захотят, сами смогут отрезать Россию от GPS. И тогда России придется полностью перейти на ГЛОНАСС. А такой переход, по словам доцента Университета нефти и газа имени Губкина Сергея Миллера, при самых оптимистических прогнозах займет как минимум год. Впрочем, государственные службы — МЧС, военные и полиция — в приказном порядке уже давно пользуются отечественной системой навигации.

Не испортит жизнь переход на ГЛОНАСС и пользователям смартфонов и навигаторов.

Руководитель конструкторского бюро «Панорама» Сергей Кириченко утверждает, что даже телефоны перепрошивать не всем придется, во многих гаджетах уже есть чипы нескольких систем — GPS, ГЛОНАСС и европейской Galileo. Такие чипы, к примеру, имеют все айфоны, начиная с четвертой версии.

Большинство современных навигаторов также поддерживают и GPS, и ГЛОНАСС. Другое дело, что россияне, по словам экспертов, предпочитают пользоваться американской системой — она точнее и надежнее.

И хотя «ужас-ужас» от потери GPS Россию не ждет, хорошего-то все равно ничего нет. «Если мы с США становимся врагами, если мы отказываемся от их разработок, то вместе с этим теряем и всякие преимущества совместного использования новых технологий», — предупреждает Сергей Миллер.

И еще одна деталь, о которой полезно знать рядовым гражданам. Возможно, они и не заметят, что их отключили от корректировочных GPS-станций. Но только затраты по продвижению ГЛОНАССа, как и присоединение Крыма, напоминает Миллер, они оплатят из своего кармана: «Ведь все это делается на деньги налогоплательщиков». 



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.