#Главное

#Только на сайте

#Украина

Львов: милиция не оказывала сопротивления

23.02.2014 | Егор Путилов, Львов | № 6 от 24 февраля 2014

Власть в «западенском» городе полностью поменялась за одну ночь

Власть в городе полностью поменялась за одну ночь
34_01.jpg
Протестующие захватывают областное УВД. Львов. 19 февраля.

В ночь на 19 февраля во Львове захватили здания органов центральной власти и силовые ведомства. Губернатор Сало бежал в Киев, а всю полноту власти на себя взяла Народная рада — вновь сформированный орган, состоящий из общественников, ученых и политиков. Возглавил его начальник львовского штаба национального сопротивления Петр Колодий. Следующим шагом стало обращение Рады к населению: мол, берем на себя всю полноту власти в области.

Захват

Ситуация во Львове начала накаляться ближе к вечеру 18-го — по мере того, как все более кровавые кадры поступали с Майдана Незалежности в Киеве. В какой-то момент все церкви города, вне зависимости от конфессий, начали бить в набат. Сразу же после этого начались захваты госучреждений (в основном силами бойцов «Правого сектора»), включая здание облгосадминистрации, которое было возвращено властям в конце позапрошлой недели. Быстро и спокойно захватив администрацию, протестующие осадили местное УВД.

«Из Киева пошли эти страшные кадры, и весь Львов поднялся, — говорит активист Роман Кравец. — Не было какой-то явной политической силы — все как будто перемешалось. Такое ощущение, что люди стихийно стекались. Машин было как днем, хотя происходило все часов так в 10 вечера». В штурме УВД принимала участие в основном молодежь и подростки в балаклавах. Милиция не оказывала сопротивления, пассивно баррикадируясь на верхних этажах. «Начальник УВД области Рудяк договорился со штурмующими, чтобы те разрешили оставить охрану из милиции у склада с оружием, — рассказывает Кравец. — Но остальное все разгромили. Люди были очень злы». В процессе захвата из окон выкидывались портреты Януковича, офисная мебель, документы…

Затем толпа переместилась к расположенному рядом, на улице Шевченко, областному управлению СБУ. Там же находится и областная прокуратура. После неудачных попыток разбить двери атакующие по оконным решеткам первого этажа поднялись на второй. «Тогда полетели из окон уголовные дела. Очень странное зрелище это было — пол-Львова засыпали листками уголовных дел», — рассказывает Роман. Вскоре после захвата в здании начался пожар, впрочем, быстро потушенный силами самих же активистов.

Разоружение

Одновременно с событиями возле СБУ начались столкновения с подразделениями внутренних войск возле их заблокированной базы на пересечении улиц Стрийская — Рубчака. Участником этого боя оказался уже известный всей стране Маркиян Мацех, «пианист Майдана» (весь мир обошла фотография, на которой он играет на пианино перед рядами «Беркута» в центре Киева). «Я только с работы пришел, зашел в твиттер и увидел, что там нужна помощь, потому что вэвэшники пытаются выехать с базы, — рассказал Мацех The New Times. — Быстро оделся и поехал туда». К тому моменту местные силы самообороны уже несколько недель как блокировали выезды с территории части во избежание отправки военнослужащих в Киев.

Ярына Михайлышин, также участница событий у базы ВВ, рассказывает: «Там было много людей — тысячи две-три. На машине было уже не подъехать, поэтому люди шли пешком, ехали на велосипедах, мотоциклах». Несколько БТР попытались пробить баррикады и выехать, однако были блокированы автомобилями и закиданы «коктейлями Молотова». Ими же закидали и КПП, там начался пожар, который распространился и на казармы солдат. Самим военнослужащим предоставили свободный выход из части на условиях сдачи оружия и всей амуниции. Те из них, кто не разошелся по домам, стояли рядом с митингующими и курили. Отобранной амуницией тут же «вооружались» активисты, отправляющиеся в Киев.

До конца ночи с 18-го на 19-е были захвачены и разгромлены местные управления налоговой службы, ГАИ и районные отделы милиции, из которых было реквизировано оружие и предположительно увезено в Киев. По словам Ярыны, один арсенал был опечатан самими же атакующими, у него даже выставили охрану — «чтобы не в те руки не попало».

Что теперь?

К середине дня 19 февраля «серьезный» город оказался без центральной власти и силовых структур. «Милиции у нас больше нет, — подтверждает Роман Кравец. — Если звонить на 102, то там просто не берут трубку». Милицейских патрулей на улицах также не видно, отделения милиции пусты. Несмотря на это, какого-то обострения криминогенной обстановки или беспредела в городе не видно.

20-го вечером силы самообороны начали совместное с частью личного состава милиции патрулирование Львова: «Ну, чтоб порядок был и мародерством не промышляли», — поясняет Кравец. По его словам, блокада базы местного «Беркута» на улице Трускавца, начатая еще неделю назад, так и не была снята. Активисты на баррикадах, однако, подозревают, что там давно никого нет. «Когда ночью полыхала расположенная совсем рядом часть ВВ, беркутовская база не проявила никаких признаков жизни», — говорит Кравец.

В разных точках Львова от различных политических сил начали работать пункты мобилизации и силы самообороны для отправки в Киев. Как говорит Ярына Михайлышин, «туда отправляются и автобусами, и поездами». Несмотря на перекрытие основных трасс на Украине силами МВД, по словам львовян, часть автобусов смогла-таки по Житомирской трассе пробиться в Киев и дальше — на Майдан. «Когда прорывались по Житомирке, какие-то гаишники стали стрелять, — рассказывает Ярына. — Ну, пострелявши, сожгли ихний пост».

В целом попытка силового разгона Майдана в ночь на 19-е вызвала беспрецедентную мобилизацию населения в Западной Украине и во Львове. Те, кто не едет в Киев, записываются в местную самооборону. «Я пока буду здесь, во Львове, — тут все надо держать! А потом, вполне возможно, поеду в Киев», — говорит Маркиян Мацех. Схожие настроения и у других активистов. По данным львовского журналиста Отара Довженко, счет выезжающим в Киев идет на тысячи.

20 февраля Народная рада объявила о переходе аппарата облгосадминистрации под свой контроль, что равнозначно прекращению юрисдикции центрального правительства во Львове. Начались переговоры с райадминистрациями Львовской области о признании Рады. В тот же день большинство районных отделов милиции на Львовщине объявили о переходе на сторону народа и подчинении Раде. По данным львовской мэрии, в руки восставших попали сотни единиц стрелкового оружия. О переходе на сторону народа открыто заявили несколько десятков львовских беркутовцев и сотрудников Службы безопасности Украины (СБУ). Власть во Львове переменилась окончательно. 


фотография: Marian Strilsiv/Reuters


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.