Сирийские повстанцы требуют от украинских властей $50 млн — цена освобождения похищенной журналистки Анхар Кочневой. The New Times удалось выйти на похитителя

01.jpg
Анхар Кочнева всегда была решительной сторонницей режима Ассада

Сперва Анхар Кочневу якобы хотели обменять на сирийского оппозиционера, но украинский МИД не смог выполнить это условие. Киев официально обратился за помощью к представителям Евросоюза, по слухам, к освобождению Кочневой привлечены сотрудники российских спецслужб, а арабские блогеры обсуждают странности и нестыковки этого похищения.

Выкуп вместо обмена

Анхар Кочнева, внештатный корреспондент портала Утро.ру и ряда других СМИ, активная участница российского туристического бизнеса (специализировалась на сирийском направлении), уже более полутора лет работает в Дамаске — прежде всего как журналист. 10 октября около 17.00 она выехала из Клуба офицеров в Тартусе в город Хомс, где должна была проходить очередная зачистка боевиков. Поехала на такси, которое благополучно довезло ее до одного из поселков близ Хомса. В тот же день Анхар дозвонилась до журналистов и сообщила, что ее похитили.

С этого момента вокруг ее судьбы, целей похищения, личностей самих похитителей и т.д. возникло множество домыслов, и только в самое последнее время появилась более или менее внятная информация. На прошлой неделе корреспондент The New Times связалась с одним из предполагаемых похитителей Кочневой. Он представился как Абу Джандаль, командир 73-го батальона «Свободной армии Сирии», и сообщил, что журналистку действительно похитили боевики оппозиции и что сперва они хотели с помощью украинских властей обменять ее на некоего видного сирийского оппозиционера. Но поскольку у Киева не нашлось возможности повлиять на Дамаск, повстанцы решили изменить требования и запросили за освобождение Кочневой $50 млн. По словам Абу Джандаля, видеоматериалы с Кочневой отправлены Лахдару Брахими, спецпосланнику ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) по Сирии. Он сообщил также, что в скором времени телеканал «Аль-Джазира» покажет разоблачительный сюжет о журналистке, которая, мол, на самом деле является украинской шпионкой, и о ее участии в убийстве 66 человек в Хомсе.


03.jpg
Это письмо за подписью «Мохамад Аль Хомси» корреспондент The New Times получила в середине ноября

Похищение

СМИ узнали о похищении Кочневой 12 октября: Дарья Митина, ее подруга и тоже журналист, сообщила, что Анхар, возможно, похищена в районе города Эль-Кусейр, в 20 км от Хомса. В тот же день в 9.30 утра бывшему мужу Кочневой Дмитрию Петрову пришло SMS-сообщение: «Надеюсь, скоро все будет хорошо. Не пиши». Экс-супруг обратился к сирийским властям, в российское и украинское посольства. Формально российский МИД не должен был принимать участие в поисках, так как Анхар Кочнева является украинской гражданкой, но согласился содействовать.

15 октября президент Украины Виктор Янукович поручил МИДу расследовать дело и принять меры к освобождению Кочневой. «В Сирии исчезла журналистка, гражданка Украины, которая работала для русских телеканалов. Я безотлагательно поручил выяснить все обстоятельства инцидента и защитить права и интересы гражданки Украины», — передала слова президента его пресс-служба.

Скоро «Аль-Джазира» покажет разоблачительный сюжет о ее участии в убийстве 66 человек в Хомсе

16 октября появилось предположение, что Анхар Кочневу могут обменять на влиятельного сирийского оппозиционера. Доступ для просмотра постов в ее ЖЖ закрыли. 19 октября, по некоторым данным, Анхар общалась с украинскими дипломатами. Несколько раз на ее интернет-страницах выкладывались новые эсэмэски.

В начале ноября в интернете на YouТube и в группе Facebook «Сирийская революция. Хомс» появилось видео под названием «Украинская шпионка, работающая с российскими офицерами, в руках у Свободной армии». Кочнева сидит перед камерой в своем платке и говорит по-арабски следующее: «Мое имя Анхар, сейчас нахожусь в городе Хомс. Я прошу украинское и российское посольства и сирийское правительство выполнить то, что требуют похитители». Качество «картинки» очень плохое, судя по ней, запись велась на мобильный телефон, что странно. Повстанцы редко так поступают — в каждом батальоне есть штатная видеокамера, обычно снимают на нее, особенно если дело касается съемок пленного.

02.jpg
«Мое имя Анхар, сейчас нахожусь в городе Хомс». Это видео появилось на YouTube в начале ноября
Нестыковки

Похищение с первого дня выглядит крайне неоднозначно. Никто до сих пор не может объяснить, зачем журналистка отправилась в путь вечером, ведь на дороге в темное время суток очень опасно. Почему Анхар не разрешила отправиться вместе с ней блогеру Елене Громовой, своей приятельнице — неужели что-то подозревала? Как получилось, что похитители дали возможность Кочневой пользоваться мобильным телефоном? Почему выложили запись лишь через несколько недель после похищения, ничего не сообщили о своих требованиях и даже никак не подтвердили личность Кочневой? Ни даты на записи, ни стандартных вопросов, которые обычно задают повстанцы пленным.

Наконец, кто похитил журналистку? Боевики «Свободной армии Сирии» или радикальные группировки, с которыми контакт практически невозможен? Но радикалы не позволили бы ей сидеть перед камерой с полупокрытой головой.

В московской арабской диаспоре ходят самые разнообразные слухи. И что Кочнева была любовницей консула Сирии в РФ Абдула Раззака аль-Али. И что тесно работала в Москве с бизнесменом Амжадом Дубом, сыном Али Дуба, который возглавлял сирийскую госбезопасность при Хафезе Асаде, отце нынешнего президента. Что, мол, после похищения правительственные войска четыре дня бомбили Эль-Кусейр — городок, рядом с которым пропала Кочнева. Говорят, что российская туристическая компания «Иорданский клуб», которой она владеет, якобы поставляла проституток египетским и сирийским офицерам. Что похищение заказали сирийские оппозиционеры из Москвы, а ее освобождением занимаются СВР и ФСБ. И еще множество сплетен, слухов и версий.

С первого дня похищения корреспондент The New Times расспрашивала повстанцев из Хомса и Эль-Кусейра о возможном местонахождении журналистки. В батальоне Свободной армии «Аль-Фарук» ответили, что не только не знают, где она находится, но вообще ничего не слышали об Анхар Кочневой. В середине ноября пришел ответ от человека, который утверждает, что именно он опубликовал видео с Анхар Кочневой:

«Добрый день, она действительно шпионка, и мы арестовали ее, когда она ехала из Тартуса с военным конвоем, направляющимся в Хомс, и мы выпустим ее очень скоро, после того как проведем переговоры с ее правительством. Мы приведем больше доказательств против нее и российского режима, а также — что эта шпионка делает в Сирии и некоторых арабских государствах. Мохамад Аль Хомси».

Мы приведем больше доказательств против нее и российского режима, а также — что эта шпионка делает в Сирии 

«Мохамад Аль Хомси» — это ник солдата «Свободной армии Сирии». Подтвердить или опровергнуть, кто доподлинно является автором этой записки, пока невозможно.

Так или иначе, факт остается фактом: Анхар Кочнева уже не первый год связана с Сирией и Иорданией, очень много сделала для популяризации туризма в этом регионе, в последние годы активно занималась журналистской работой, считается безусловной и решительной сторонницей правящего режима и убежденным критиком оппозиции. Она выпустила десятки репортажей и фотоматериалов, опубликовала множество заметок и постов в ЖЖ, других соцсетях и блогах. А когда ее похитили, режим, который она защищала, так и не нашел возможности вступить в переговоры с похитителями.

фотография: anhar.livejournal.com, youtube.com







×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.