#Санкции

Роллс-ройсы на любой вкус. Как британские люксовые автомобили попадают в Россию

01.04.2024 | Маша Слоним

Маша Слоним — о расследовании The Times. Каким образом спустя два года после введения жестких санкций британские автомобили класса люкс по-прежнему продаются в Москве и Санкт-Петербурге


Расследование The Times по ссылке
 


ОБХОДНЫЕ МАРШРУТЫ

Британские автомобили поступают в Россию кружным путем. Из британских портов автомобили отправляются в Армению, Азербайджан, Казахстан или Беларусь, где они регистрируются, а затем перевозятся россиянами или их агентами в Москву и Санкт-Петербург, сообщили The Times источники в отрасли. Для того чтобы обойти ограничения на обновление программного обеспечения и купить импортные запчасти, владельцы просто выезжают на своих автомобилях из России.

Есть и другие способы приобретения люксовых марок автомобилей. Желающие приобрести дорогую иномарку прилетают в Европу, покупают машины и уезжают на них домой. Современные методы геолокации, отслеживающие перемещения автомобилей, им не помеха.

Британским компаниям, производящим люксовые автомобили, с момента вторжения России в Украину запрещено продавать машины стоимостью более 42 000 фунтов стерлингов покупателям в России.

Как установила, опросив экспертов, The Times, ввозные пошлины и НДС, исчисляемые в десятки миллионов фунтов стерлингов, идут в бюджет путинского режима и обеспечивают войну против Украины.

The Times приводит слова члена парламента от Лейбористской партии Лиама Бирна, возмущенного сложившейся ситуацией:

«Прошло два года с тех пор, как список лиц и компаний, попавших под санкции Великобритании, перевалил за 1000, Россию обвинили в военных преступлениях и геноциде во время жестокой осады Мариуполя, однако совершенно очевидно, что Великобритания не контролирует экспорт санкционных товаров в Россию...»


ПОЧЕМ НЫНЧЕ РОЛЛС-РОЙСЫ И БЕНТЛИ

По информации авторов расследования, в марте этого года в российские автосалоны в продажу поступили автомобили 2022-го и 2023-го годов выпуска.

Газета приводит интересные подробности ценообразования: в одном из салонов Bentley в Москве выставлен на продажу Bentayga S V8 2023 года, ценник на который в салоне предположительно составляет 400 000 фунтов стерлингов, плюс 50 000 фунтов НДС. В Великобритании эту же модель можно купить за 250 000 фунтов стерлингов.


Модель Rolls-Royce Ghost вошла в число автомобилей, доступных для покупки в России
 
Если же вы хотите приобрести Rolls-Royce, то пожалуйста. Московский дилерский центр Rolls-Royce разместил в Интернете объявление о продаже внедорожника Cullinan, оснащенного массажными сиденьями и подсветкой типа «звездного неба», за 75 миллионов рублей (644 000 фунтов стерлингов), с пометкой «новые» автомобили. В Великобритании эта модель продается по цене от 250 000 до 400 000 фунтов стерлингов в зависимости от комплектации.

На вопросы газеты The Times, представитель Rolls-Royce Motor Cars заявил, что все новые автомобили, ввезенные в Россию с конца февраля 2022 года, ввезены без «ведома или поддержки» компании.

РОСТ СПРОСА У СОСЕДЕЙ

The Times проанализировала данные о торговле в соседних с Россией странах и обнаружила, что одновременно с коллапсом экспорта люксовых автомобилей в Россию после начала войны в соседних странах резко поднялись продажи. Например, количество автомобилей Rolls-Royce, импортируемых в Казахстан, выросло с нуля в 2021 году до 32 в 2022 году, а количество автомобилей Jaguar Land Rover, импортируемых в страну, увеличилось с 20 в 2021 году до 321 в 2022 году и 1058 в 2023 году.


Bentley Bentayga S V8
 
Экспорт Bentley в Казахстан увеличился более чем в три раза — с 11 в 2021 году до 37 в 2022 году, включая некоторые подержанные автомобили.

Еще разительней выглядит скачок импорта в Азербайджан. The Times ссылается на информацию Sky News, который первым обнаружил возможный маршрут через Азербайджан. В прошлом году из Великобритании в эту страну было экспортировано автомобилей на 273 миллиона фунтов стерлингов, что почти в 20 раз больше, чем до вторжения России в Украину.


 
И НЕ ТОЛЬКО АВТОМОБИЛИ

Под санкции подпадают товары стоимостью более 250 фунтов стерлингов.

Однако и в ЦУМе можно увидеть британские бренды, в том числе Burberry, а также элитную парфюмерию и аксессуары таких брендов, как Chanel.

То же самое касается магазинов «Л’Этуаль», при этом там последняя импортная поставка была осуществлена в феврале 2024 года.

Stella McCartney и Chanel не ответили на просьбу газеты о комментарии. Предполагается, что продукция импортируется без ведома компаний. В Burberry тоже отказались от комментариев, фирма вскоре после начала войны закрыла свои магазины и прекратила поставки третьим лицам.

РАБОТАЮТ ЛИ САНКЦИИ

Санкционные правила обязывают британских экспортеров предметов роскоши убедиться в том, что их продукция не отправляется в Россию.

The Times приводит слова директора Центра по изучению финансовых преступлений и безопасности Тома Китинга:

«Мы тратим много времени, обвиняя страны Центральной Азии в том, что они обходят санкции, но нам следует задать вопрос, соблюдают ли эти правила сами британские компании... С момента вторжения России в Украину не было ни одного значимого примера применения санкций со стороны министерства финансов и министерства торговли. Если представители промышленности считают, что вопреки тому, что они соблюдают закон, желаемого эффекта нет, то нам явно нужно менять политику...»

Принято считать, что дороговизна предметов роскоши, которая делает их недоступными для всех, кроме самых богатых, это признак успеха санкций. Однако, как подчеркивает The Times, эксперты отмечают, что продажи люксовых товаров в России лишь ведут к увеличению налоговых поступлений в российскую казну.

Критики британского правительства считают, что режим экспортного контроля безнадежно устарел и его срочно следует ужесточить.

Статья The Times


Иллюстрации и фото: thetimes.co.uk


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.