#В блогах

Театральный критик Алена Солнцева об уголовном деле против режиссера Евгении Беркович

04.05.2023

Два года назад две зрительницы, С. Щенникова и В. Туник, написали свое мнение о спектакле «Финист ясный сокол», не поняв его содержания: «Вербовщики и террористы в спектакле показаны как заботливые ухажеры, а брак с боевиками по интернету преподносится как законный гражданский акт» — и опубликовали его на одном из сайтов. 

Вот скан начала этого текста. 

Скан письма
Ну написали и написали, мало ли...

А сегодня к родителям и бабушке режиссера этого спектакля Жени Беркович пришли с обыском, а на саму Беркович, как сообщила ее мама, завели уголовное дело об оправдании терроризма.

Между этими событиями прошло время, за которое спектакль по пьесе, написанной в 2019 году, получил множество премий, включая «Золотую маску», премию «Сноба», «Реального театра», о нем написано много рецензий, его обсуждали зрители, критики, оставляя в соцсетях положительные отзывы. 

Пьеса написана в 2019 году, и при постановке Беркович предложила включить в текст документальные истории реальных женщин, как пишет драматург Светлана Петрийчук, которую, по словам ее мужа, сейчас допрашивают в Москве: «Кто-то записывал собственные истории, кто-то брал интервью. В основе каждой лежит какой-то документальный материал. Мы все это послушали вместе, и что-то я сократила, а что-то осталось неизменным. Мне эта идея очень понравилась, потому что она дала что-то новое, чего в тексте не было изначально».

В общем, спектакль стал событием. 

Россией тогда управляли те же люди, что и сегодня. И институции, награждавшие и поддерживающие спектакль, были легальными, уважаемыми и официальными.

Что же произошло? Как спектакль, о котором критики, например, писали: «Сама тема в узком ее аспекте — истории девушек, в том числе этнически русских, принимающих ислам и отправляющихся на Ближний Восток к виртуальным «женихам», оказываясь в самом пекле террористических войн — все-таки довольно специфическая, при всей ее злободневности. И мне-то «Финист» был интереснее возможными универсальными обобщениями — а именно, поисками ответа на вопрос, как же это человек, вроде и современный, и не совсем уж безмозглый, позволяет невесть кому собой манипулировать, разводить себя на «фуфу», покупается на явную, грубую, дешевую ложь... И тут в положении наивной Марьюшки легко представить и себя, и кого угодно, вне зависимости от воззрений, возраста, пола и общественного статуса», — в одночасье стал официально подозрительным?

Это ведь не подпольный театр, они не скрывались, честно и открыто показывали одобряемый большинством зрителей и театральных деятелей спектакль.

Почему два года назад все было нормально, а теперь вдруг стало наказуемо?



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.