#Главное

#Политика

ЮКОС. Весенняя распродажа: ликвидация нефтяной коллекции

05.03.2007 | Затейчук Марина | № 04 от 5 марта 2007 года

Весенняя распродажа: ликвидация нефтяной коллекции


1 августа 2006 г. — Арбитражный суд признал «ЮКОС» банкротом

20 февраля 2007 г. — Комитетом кредиторов был утвержден порядок распродажи активов, в соответствии с которым на открытых аукционах первыми будут проданы акции «Роснефти» и «Газпром нефти».

26 февраля 2007 г. — начался прием заявок на аукцион по продаже пакета «Роснеф- ти», принадлежащего «ЮКОСу». Стоимость пакета акций составляет 182,34 млрд рублей. 195,5 млрд рублей — составила начальная цена единого лота (пакет «Роснефти» + векселя ОАО «Юганскнефтегаза»)

1 марта 2007 г. — Басманный суд Москвы признал виновными главу компании «Ратибор» Владимира Малаховского и бывшего замдиректо- ра дирекции внешнего долга «ЮКОСа» Владимира Переверзина в хищении и легализации $13 млрд.

709 млрд 153 млн 11 тыс. 953,90 рубля составляет общая сумма кредиторской задолженности «ЮКОСа». 68 кредиторов, среди которых Федеральная налоговая служба (ФНС), НК «Роснефть», «Томскнефть», «Самаранефтегаз», «Сибирская сервисная компания», предъявляют 142 требования к компании (по состоянию на 31 января 2007 г.). Суммарные финансовые претензии к «ЮКОСу» сопоставимы с тремя годовыми выручками компании на тот момент — если рассматривать удачный для компании 2002 г.

Российский фонд федерального имущества принимает заявки на аукцион по продаже. пакета акций «Роснефти», принадлежащих «ЮКОСу». Объявление аукциона по продаже 20-процентной доли НК «ЮКОС» в ОАО «Газпром нефть» пока задерживается «по техническим причинам».

— Убивать медленно —

Министерство финансов прогнозирует темпы роста экономики в ближайшие годы в 5 — 6%, а ТЭК будет расти на 1—2%. Снижение темпов прироста нефтедобычи будет тянуть вниз всю экономику. Этому способствовал ущерб от длительного пребывания «ЮКОСа» в тяжелом финансовом состоянии в течение нескольких лет. В арабских странах, Нигерии и Венесуэле нефтяные активы тоже национализировали. Но это было сделано одномоментно, а потому и без тяжелых потерь для производства. Хотя известно, что такие приходы государства в нефтянку, как правило, приводили к снижению уровня добычи, доходов и увели- чению расходов. Даже если не спорить о пользе национализации, в России ее решили провести самым болезненным способом, путем многоразового и постепенного отрезания небольших кусков от хвоста по имени «ЮКОС».

Российское национализаторское шоу — с налоговыми претензиями, затяжными судами и банкротством — привело к фактическому разгрому целого сегмента отрасли. А что новые хозяева активов смогут их восстановить, вызывает большие сомнения.

Когда «ЮКОСу» предъявили многомиллиардные налоговые претензии, стало ясно, что так или иначе это приведет к развалу компании, распродаже ее активов структурам, близким государству. Ничего удивительного в весеннем аукционе нет, это лишь логическое продолжение длительного процесса.

Пока тянутся все судебные процедуры, пред- приятия «ЮКОСа» находятся в тяжелом фи- нансовом состоянии, что, естественно, не может не отразится на их производственной деятельности. Финансовые трудности имеют понятные последствия: неосуществленный ремонт, изношенное оборудование, отсутс- твие стимулов к увеличению добычи — даже поддержания ее на былом уровне. «Чьи вы, хлопцы, будете?» — да ничьи...

Вместо того чтобы забрать активы быстро и наименее болезненно в момент, пока они были в хорошем состоянии (это где-то до осени 2004 года), была устроена канитель, и в результате новый владелец приобретет их не в лучшем со- стоянии: компаниям требуется серьезнейшая реабилитация. Для «дочек» «ЮКОСа» в Том- ске и Самаре последствия бесхозности ока- зались фатальными: истощенные компании вступили в стадию длительной стагнации, а возможно, и дальнейшего падения. Вытащить их будет непросто: для этого потребуются ог- ромные инвестиции — сотни миллионов, а то и миллиарды долларов.

— Убивать медведя —

Потенциальным участникам завершающей распродажи пока не до производства: финан- сово-собственническая сторона вопроса сто- ит на первом месте. Судя по предыдущим опы- там, новым хозяевам будет не до инвестиций в новые активы — скорее всего, этих отощавших коров будут просто доить.

Кандидатов на покупку остатков «ЮКО- Са» заведомо всего два — это «Газпром» и «Роснефть». Они должны будут потратить по- рядка $15 млрд, что приведет к увеличению долгового бремени. Сейчас долг «Газпрома» — $30 млрд, «Роснефти» — $12 млрд, вместе — $42 млрд, прибавить еще $15 млрд за акции — это $57 млрд, совокупный долг двух госкомпаний. Учитывая, что придется занимать еще и на добывающие предприятия, этот долг прибли- зится к семидесяти миллиардам. Это сильно ограничивает возможности для дальнейших заимствований, а собственных средств на мо- дернизацию у госкомпаний просто нет. Они купят убитые предприятия и ничего не смо- гут с ними сделать. Есть еще небольшой по- тенциал для заимствований, но, судя по уже имеющемуся опыту, это будут займы на даль- нейшую скупку активов, а не на воскрешение предприятий. Аукцион, в котором заведомо участвуют только госкомпании, ничего хоро- шего самим активам принести не может.

Главная интрига одна: кому достанется «Томскнефть». Но интрига слабая — или «Роснефти», или «Газпрому».

О делении остальных активов «убитого медведя» «Роснефть» и «Газпром» наверня- ка уже договорились.

У госкомпаний уже и так огромные долги, на покупку активов они будут занимать еще, причем основные средства пойдут на акции, а не на выкуп производственных активов.

За участие в подготовке материала редакция благодарит президента Института энергетической политики Владимира Милова.

 

 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.