Парламент Венесуэлы заблокировал сделку 9 февраля. Согласно контракту, заключенному ровно год назад, «Роснефть» собиралась вложить $500 млн в проекты в нефтяном поясе реки Ориноко, увеличив тем самым свой пакет в СП Petromonogas c 23,33% до 40%. Депутаты Нацассамблеи, которую контролирует оппозиция, возмутились не самой сделкой, а тем, как она была заключена. Ведь по закону договор должен был получить одобрение парламента, а этого сделано не было. Кроме того, парламентарии сочли сумму, предложенную «Роснефтью», недостаточной, а саму продажу акций назвали «изменой».
Крупнейшая российская компания из года в год наращивала свои инвестиции в венесуэльскую нефтяную отрасль. Этот курс, несмотря на переживаемый Венесуэлой острейший экономический кризис, подтвердил во время визита в Каракас в январе первый вице-президент «Роснефти» Эрик Лирон. Глава компании Игорь Сечин никогда не скрывал политической подоплеки экономических планов в этой стране. В прошлом большой друг покойных Уго Чавеса и Фиделя Кастро, он гордился неформальным статусом «посла России» в Латинской Америке.
Однако сейчас в Венесуэле Россию ждал и другой «сюрприз». 13 февраля Минфин США включил в черный список первого вице-президента страны Тарека Эль-Айссами, обвинив его в участии в масштабной торговле наркотиками. Вся собственность Эль-Айссами и его подельников на территории США конфискована.
NT уже сообщал о том, что в начале 2017 года президент Николас Мадуро назначил 42-летнего Эль-Айссами своим первым вице-президентом. Это означает, что в случае смещения непопулярного лидера (против Мадуро выступает 80% венесуэльцев) его место по конституции займет первый «вице». В самой стране у Тарека Эль-Айссами, выходца из сирийско-ливанской семьи, бывшего министра внутренних дел и губернатора, репутация крайне жесткого политика, убежденного чависта, который в прошлом, не колеблясь, отдавал приказ разгонять силой митингующих противников правительства. В правительстве Мадуро решили, что он будет идеальным преемником.
Как пишет испаноязычная газета США El Nuevo Herald, «Эль-Айссами представляет собой двоякую угрозу национальной безопасности США, он олицетворяет союз двух зол — наркотрафика и терроризма». В Америке крайне обеспокоены сообщениями о том, что Тарек Эль-Айссами тесно связан с «Хезболлой» и Ираном. Как считают американские и европейские эксперты, он в течение многих лет финансировал (личный капитал первого вице-президента составляет около $3 млрд) террористическую сеть в Латинской Америке, призванную помогать фундаменталистским движениям на Ближнем Востоке.
Сейчас, когда президент США Дональд Трамп объявил своим приоритетом борьбу с терроризмом, слишком тесные связи Москвы и Каракаса никак не будут способствовать взаимопониманию между Россией и Америкой в этой сфере. Стратегия российских властей и капитанов ее нефтяной индустрии на укрепление отношений с авторитарным режимом Венесуэлы не выдерживает испытаний экономическим кризисом, а в недалеком будущем потерпит и политический провал.