#Только на сайте

Против законодательного беззакония

22.12.2015 | Дарья Хлякина

Проект «Санация права» анализирует российское законодательство на предмет «ограничения прав и свобод человека». В списке предложенных к немедленной отмене уже находятся десять нашумевших законов — «закон Димы Яковлева», закон об НКО-«иностранных агентах» и другие.

Государственная Дума продолжает принимать скандальные законы, которые вызывают серьезные возражения у общества. За последние полгода нижняя палата признала за Конституционным судом право игнорировать решения международных инстанций, в очередной раз заморозила накопительную часть пенсий и расширила полномочия сотрудников ФСИН. Вал репрессивных депутатских инициатив побудил члена «Партии Прогресса» Владимира Ашуркова создать общественный совет, составивший список законов, «сомнительных с этической точки зрения, нарушающих нормы цивилизационного права, права человека или гуманитарные ценности».

В совет, помимо Ашуркова, вошли меценат и предприниматель Борис Зимин, вице-президент Transparency International Елена Панфилова, публицист Владимир Пастухов, руководитель правозащитной группы «Агора» Павел Чиков, писатель Борис Акунин и член Совета по правам человека Ирина Ясина. Начать совет планирует с наиболее скандальных законов  «закона Димы Яковлева», закона об оскорблении чувств верующих, «гомофобного закона», закона о митингах, закона о криминализации клеветы. После анализа текста закона экспертная группа будет выносить заключение, в котором обосновывается необходимость его немедленной отмены. 

В интервью The New Times Владимир Ашурков рассказал, как проект «Санация права» практически поможет либерализации политической системы.

В чем основная миссия «Санации права»?

Идея проекта зародилась в недрах «Партии Прогресса»  один из наших активистов вышел с такой инициативой. Она мне понравилась по нескольким причинам. Я знаю, что есть большой запрос на позитивную программу, на то, как мы видим Россию. Но она вызывает много споров. Одни из тех, кто находится в оппозиции к нынешнему авторитарному режиму, склоняются больше к социал-демократии, другие придерживаются либертарианских убеждений и так далее. Мне показалось, что такой проект поможет найти общественный консенсус по поводу тех одиозных репрессивных законов, которые точно нужно отменить. Когда они принимались Госдумой, по каждому из них было много и экспертных заключений, и просто комментариев в СМИ, которые зачастую были достаточно истеричными. Мне хотелось сделать объективный анализ того, насколько эти законы нарушают не только принципы права, но и фундаментальные принципы функционирования гражданского общества и прав человека.

Кто еще входит в команду?

В рамках проекта действует экспертная группа, которая включает в себя общественников и юристов. Кто-то работает на волонтерской, кто-то на возмездной основе. Помимо юристов, занимающихся чисто российским законодательством, есть те, кто имеет опыт рассмотрения вопросов, связанных с соответствием российского и международного права. Они готовят материалы, которые затем обсуждаются советом. Мне кажется, что нам удалось собрать звездный состав общественных деятелей. Они обладают авторитетом и открыто выступают против ограничения гражданских свобод. Сейчас выходим с первыми десятью законами, над которыми работали около трех месяцев, а дальше планируем рассматривать по два закона в месяц.

Как на практике будут применяться ваши рекомендации?

В идеале я вижу такую картину — происходят честные и свободные выборы в Государственную Думу, и те партии, которые туда попадут, будут иметь практический набор законов, которые они могли бы отменить первым решением. Любой демократически избранный парламент в России будет долго спорить по поводу налогообложения и программы реформ, и вряд ли здесь можно ожидать быстрых прорывов. В то же время есть то, что можно сделать сразу.

Как вы сами заметили, это — идеальная картина.

Любые независимые силы будут искать консенсус по каким-то вопросам, и мы предлагаем этот консенсус. Поэтому мы собрали в совете людей с разными взглядами, и я думаю, что, независимо от конкретного будущего состава парламента, отмена этих законов станет отправной точкой для либерализации. Мы сейчас только анонсируем этот проект. Я  член партии, которая входит в Демократическую коалицию и имеет отношение к выработке ее программных документов. Коалиция пойдет на выборы под флагом «ПАРНАСа». Безусловно, я поставлю вопрос о том, чтобы отмена этих законов была одним из положений предвыборной программы. И я буду рад, если другие демократические силы примут это как руководство к действию и как часть своих программ.

Вы уверены в том, что Демкоалиция согласится со всеми пунктами?

Это не вопрос уверенности — мы это, безусловно, будем обсуждать. Особенность проекта в том, что набор мер предлагает не какой-то один политик, этот список одобряют лидеры общественного мнения — Акунин, Гуриев, Чиков...

Обсуждали ли вы вопрос первоочередности отмены каких-либо законов?

Безусловно, это решение каждой конкретной партии. Наша задача — составить реестр таких законов. Мы надеемся, что широта общественного совета и глубина проработки приведут к тому, что Демократическая коалиция примет их списком. Но, конечно, возможны нюансы. Мы в совете спорили достаточно серьезно относительно ряда законов — в частности, о положениях Уголовного кодекса об экстремизме. У нас были разные мнения относительно того, стоит ли полностью отменить эти статьи или нет, но мы пока не пришли к консенсусу.

Вы просчитывали возможные последствия отмены приведенных законов и другие решения, которые должны за этой отменой последовать?

Да, мы об этом думали. Например, обсуждая контр-санкции. С ними есть неопределенность у российских предпринимателей, потому что неизвестно, сколько они будут действовать, сложно принимать инвестиционные решения. Но все соображения такого рода вторичны по сравнению с простыми экономическими законами — ограничение свободной торговли неминуемо ведет к росту цен.

В целом, на мой взгляд, существование общественных коалиционных органов может работать только в режиме «да/нет». Очень сложно вырабатывать какие-то более развернутые вещи — это не является целью данного проекта.

Какие законы вы собираетесь рассмотреть следующими?

Мы хотели бы послушать общественность —  на нашем сайте www.sanatsia.com есть форма обратной связи, и мы надеемся, что люди пришлют нам свои предложения по тому, какие законы нужно анализировать.


Фото: navalny.com



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.