Прошедший в Иране третий саммит Форума стран экспортеров-газа (ФСЭГ)*  организации, смысл существования которой по прежнему покрыт тайной, не запомнился ничем примечательным. Кроме, разве что, очередного громкого заявления со стороны России. 

ФСЭГ, созданной в 2001 году и оформившей официальный статус 7 годами позже, за все это время так и не удалось доказать свою необходимость, не говоря уже об эффективности. Изначально она претендовала на роль регулятора глобального газового рынка, то есть картеля, способного манипулировать ценами. Однако картеля из ФСЭГ не получилось, никакой роли на рынке форум не играет и по-прежнему представляет собой что-то вроде праздной тусовки, где делаются громкие, но часто ничего не значащие заявления. 

Нынешний саммит не стал исключением. Вот, к примеру, Владимир Путин объявил в Тегеране: вскоре Россия увеличит втрое экспорт сжиженного природного газа (СПГ).

Но, во-первых, на глобальном рынке планируемое увеличение  капля в море. (Тут уместно вспомнить, что на этот рынок Россию вывела компания Shell, построившая на Сахалине завод СПГ мощностью около 10 млн тонн в год  а правительственные чиновники вначале окрестили этот успех «предательством национальных интересов», а потом надавили на иностранцев, заставив их уступить «Газпрому» контрольный пакет успешного проекта).

А, во-вторых, увеличить мощность втрое, как обещает Путин, будет непросто. На Сахалине без особого успеха борются за свои маленькие проекты СПГ  всего по 5 млн тонн в год  два консорциума: в одном  «Газпром», а во втором  «Роснефть». Плюс  на Ямале идет строительство завода производительностью 16,5 млн тонн СПГ в год: ради этого проекта России пришлось отказаться от всех налогов на него и к тому же профинансировать для частного консорциума порт, аэропорт, атомные ледоколы и много что еще, чтобы придать «Ямалу СПГ» хотя бы видимость рентабельности. Докладывать о таком «успехе» и делиться опытом как-то неудобно...

Грустная картина у российского газового экспортера складывается и на востоке, где президент пообещал продавать больше газа, чем сейчас отправляется в Европу. Прокладка разрекламированного газопровода «Сила Сибири» идет ни шатко, ни валко. Сроки начала поставок газа через китайскую границу уже сдвинуты с 2018 года на 2021 год, и в «Газпроме» говорят о новых переносах  год этак на 2025, а то и позже. Для того, чтобы вывести ежегодный объем поставок газа китайцам на обещанную величину 38 млрд кубометров, потребуется лет десять с начала прокачки через границу, и к тому же надо будет подключить к Чаяндинскому месторождения в Якутии запасы в Иркутской области.

А слова газпромовского руководителя о том, что китайцы якобы помогут с финансированием «Силы Сибири», оказались неправдой – не делалось таких обещаний в Пекине или Шанхае. 

Российскому «национальному достоянию» нечего предложить коллегам по ФСЭГ и в плане сотрудничества. Тому же Ирану нужны деньги и передовые технологии для быстрого восстановления газовой отрасли после снятия международных санкций. Ни того, ни другого у «Газпрома» нет. 

На фоне таких провалов единственный заметный показатель роста, которым может похвастаться российская газовая отрасль, это денежное содержание Алексея Миллера и его ближайшего окружения. Здесь «Газпрому» среди российских государственных корпораций равных нет.

 

* Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) объединяет страны, лидирующие в мире по экспорту природного газа. Форум был основан в 2001 году в Тегеране. Среди постоянных участников 14 стран: Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея, Оман. Штаб-квартира расположена в Дохе (Катар).



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.