#Катастрофа

#Только на сайте

Неотвратимость

08.11.2015 | Орхан Джемаль | №37 (385) 08.11.15

Вероятной причиной крушения российского аэробуса А321 в небе над Египтом западные разведслужбы в считанные дни определили взрыв бомбы на борту. Но до Москвы, похоже, доходит с трудом: Россия, вступив в войну с «Исламским государством»*, судя по всему, понесла первые боевые потери

EN_01191374_.jpg

Родственница одной из жертв катастрофы в аэропорту Пулково, Санкт-Петербург, 31 октября 2015 года

Самолет российской авиакомпании «Когалымавиа» пропал с экранов радаров через 23 минуты после вылета из египетского Шарм-эш-Шейха 31 октября. Обломки аэробуса еще догорали в Синайской пустыне, а ИГ* уже заявило, что это теракт и что берет на себя ответственность за него. Всю последующую неделю российский политический истеблишмент в один голос уверял страну: никакой это не теракт, а обыкновенная авария. И только 6 ноября Владимир Путин распорядился приостановить гражданское авиасообщение с Египтом — уже после того как полеты в Шарм-эш-Шейх прекратили британские, голландские и французские авиакомпании. В тот же день, 6-го, в аэропорт Шарм-эш-Шейха был направлен египетский спецназ.

Нестыковки

Аэробус А321, поднявшись в воздух, самолет набрал более 9 тыс. метров, после чего начал терять высоту: время от начала снижения до столкновения с землей — всего 17 секунд. Иными словами, речь не о выходе из строя каких-то систем, с чем экипаж боролся, да не смог ничего сделать, произошло нечто, после чего летательный аппарат просто камнем падал вниз.

Американский космический спутник, ведущий съемку земной поверхности в этом регионе в инфракрасном диапазоне, зафиксировал в момент аварии тепловую вспышку. Расследование между тем показало: характер повреждений у тел погибших разный: те, кто находился в хвостовой части, имеют признаки взрывных травм, в телах содержатся частицы метала от обшивки лайнера и его деталей и следы размозжения мягких тканей взрывной волной; у тех, кто сидел впереди, таких признаков не обнаружено. После этого, 4 ноября, основная версия катастрофы была скорректирована: если раньше больше говорилось об отвалившемся хвосте по причине плохого ремонта, то теперь предположили взрыв двигателя во время полета.

Однако эксперты утверждают: аэробус — на редкость живучая машина и может дотянуть до аэродрома даже на одном двигателе. Чтобы самолет упал камнем вниз, нужно, чтобы взорвались сразу оба. Эксперты также напоминают: взрыву двигателя предшествует его возгорание, а за эти секунды пилот успевает передать сигнал SOS. Экипаж A321 не передал ничего.

Официальная позиция Египта такая же, как у России: всему виной авария. Между тем директор аэропорта в Шарм-эш-Шейхе Вахаб Али уволен. Предположить, что это наказание за плохое техническое состояние российского самолета, было бы странно. А вот если речь идет о просчетах в организации безопасности в аэропорту, воспользовавшись которыми боевики ИГ* смогли доставить на борт бомбу, то реакция вполне естественная.

Решение Великобритании, Нидерландов и Франции отказаться от полетов в Шарм-эш-Шейх принято на уровне не авиакомпаний, а правительств. Стало быть, продвигаемая западными экспертами версия теракта — не просто троллинг России, как это многими воспринимается в самой России.

Наконец, сам российский президент, выдержав паузу, все же выступил со словами соболезнования родственникам погибших и в числе прочего обмолвился, что «нас не запугать». На фоне упорного нежелания Москвы всерьез рассматривать версию теракта эти слова тоже прозвучали странно.

Специфика

Шарм-эш-Шейх расположен на Синайском полуострове, весьма специфическом районе Египта. Местное население условно называют бедуинами, хотя, строго говоря, это мозаика из племен различного происхождения. У этих людей, в отличие от «египтян вообще», особое национальное самосознание: они считают себя одним народом с палестинцами, живущими в соседнем Израиле. А собственное, то бишь египетское, правительство считают таким же «оккупационным режимом», как и правительство Израиля.

То, что для них всего лишь «традиционные экономические связи с соплеменниками в Палестине», на языке современного права называют контрабандой, не желают платить налоги — ни федеральные, ни местные, пользуются собственным традиционным правом, не признавая никаких государственных судов. Они были такими всегда, и об это их нежелание принимать какую-либо власть над собой обламывали зубы еще османские султаны. Справиться с ними не удается и теперь — ни военными, ни экономическими методами.

Директор аэропорта в шарм-эш-шейхе вахаб али уволен. предположить, что это наказание за плохое техническое состояние российского самолета, было бы странно

Правительство в Каире долгое время поощряло переселение на Синай людей из центральных районов, в том числе в интересах туристической отрасли. Но у бедуинов иной взгляд на свою землю: туризм, считают они, идет на пользу лишь континентальному Египту, а им только мешает — пасти скот, разводить сады и огороды там, где они привыкли.

С правительством в Каире бедуины находятся в состоянии вялотекущей войны, власти считают их террористами. Сами же они в последнее время заявляют о лояльности к «Исламскому государству»,* утверждая, что полуостров является частью провозглашенного лидерами ИГ* халифата — Вилайятом Синай. При этом бедуинам так или иначе приходится встраиваться в современную жизнь и экономику: кто-то уже сдает коттеджи туристам, а кто-то и работает в аэропорту Шарм-эш-Шейха. 
А из него время от времени вылетают самолеты с гражданами страны, которой ИГ* после начала бомбардировок в Сирии официально объявило джихад.

Ловушка

«Исламское государство»* сумело-таки нащупать слабое звено в российской обороне. У себя дома российские силовики так отгородились от ИГ*, что им приходится скорее выдумывать предотвращенные теракты, нежели реально их предотвращать. Несколько лет в стране действовал режим фактического поощрения отъезда исламских радикалов в Сирию, при этом все делалось для того, чтобы отъехавшие уже не могли вернуться. Студентку Варвару Караулову посадили за одну лишь переписку с возлюбленным, примкнувшим к ИГ*. Но как быть с Египтом? ФСБ же не может выселить бедуинов с их родины.

Можно, конечно, просто запретить всем россиянам ездить туда, куда могут дотянуться руки ИГ*. Но для этого придется признать: случившееся в небе над Синаем 31 октября — не авария, а теракт.

А политические издержки такого решения весьма серьезные. Ибо получается, что больше двухсот россиян заплатили своими жизнями за понятно кем принятое решение о вмешательстве в сирийскую гражданскую войну.

Фото: AFP PHOTO / OLGA MALTSEVA


* «Исламское государство» (ИГ) — террористическая группировка, запрещенная в России.



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.