#Только на сайте

Краснороссия

04.08.2015 | Дмитрий Окрест

Поддержку Новороссии больше связывают с идеями «Русского мира» и ирреденты, возвращения посконных земель. Однако многие из симпатизантов народных республик, особенно в Европе, ищут в подтверждение своей правоты не имперские доводы, а коммунистическую солидарность.

«Дави НАТО, дави Бандеру!» — кричат демонстранты в центре Мюнхена. На растяжках, которые активисты несут в руках, перечеркнутое название альянса и Сталин, бьющий наотмашь лидера УПА. Над колонной развеваются флаги России, Москвы и Новороссии. 

Это «Антиимпериалистическое действие», своей целью они ставят демонстрацию солидарности с теми, кто сопротивляется диктатуре Вашингтона. Еще два года назад антиимпериалисты носили портреты отца ливийской Джамахирии Муамара Каддафи и президента Сирии Башара Асада. С началом противостояния на Майдане немецкие активисты нашли новый символ для подражания — киевский «Беркут». 



 

Раньше в логотипе организации красовалось два флага: красный серпо-молотастый и той страны, с которой они в этот раз солидаризируются, — Палестина, Ливия, Сирия, КНДР. В этом им помогал российский онлайн-канал Anna News, известный до начала боевых действий под Донецком съемкой из окопов Дамаска. Активно публикуют они и сюжеты Russia Today (по их мнению, это единственный канал, который обращает внимание на социальные протесты европейцев).

С началом боевых действий на Юго-Востоке Украины в иконостасе антиимпов появились новые флаги — на этот раз непризнанных республик. Активисты утверждают, что они последовательные коммунисты — против ревизионизма и сионизма главной левой немецкой партии Der Linke, и настоящие антифашисты — в специально заведенной для пропаганды среди российских пользователей страничке в «ВКонтакте» можно встретить и фотографии с «Антимайдана», где участники несут портреты Рамзана Кадырова. 

С российскими адептами немецкие коммунисты пытаются общаться по-русски через онлайн-переводчики. «К сожалению, Россия это больше не СССР! После распада Варшавского договора левые остались без ориентира, — утверждает координатор антиимпов, представившийся как Тобиас Назе. — Мы практически потеряли надежду узреть социализм уже при своей жизни!» Фразеология и символика непризнанных республик, в том числе отсылка к большевистской Донецко-Криворожской республике 1918 года, дает новые надежды немецким коммунистам.

Летом прошлого года итальянская ска-панк-группа Banda Bassotti решили организовать «Антифашисткой караван» — цикл концертов и лекций о мятежных республиках на востоке Европы. Музыканты давно придерживались левых убеждений, выступали в поддержку независимости Страны Басков и Каталонии, поддержали и ДНР/ЛНР. Конечным пунктом должен был стать Донецк, где они запланировали концерт, — однако из-за того, что московские промоутеры сделали однократные российские визы, а возвращаться нужно было через «Шереметьево», Banda Bassotti сыграли недалеко от Ростова-на-Дону. 

Одним из координаторов каравана был одетый в майку «70-летие Победы» с георгиевским бантом 53-летний Винсенцо Беллантони, секретарь римского отдела Партии коммунистического возрождения. На вопрос NT, кого представляет его партия, итальянец отвечает: «Рабочих, студентов, служащих и безработных, так сказать, Европу народов». 

Он тоже музыкант — играет в рок-группе «Mojaf и герои рабочего класса», часто выступающей на профсоюзных вечеринках. Он называет провокационным вопрос про то, знают ли итальянские коммунисты, что похожие на свастику символы носит не только батальон «Азов». Затем просит дать для ответа на вопросы две недели, чтобы проконсультироваться с камрадами, и присылает воззвание на нескольких языках.

«Мы убеждены, что долг всех антифашистов — поддержать борьбу народа Новороссии. Мы связаны с историей Советского Союза и России, поэтому считаем, что датой нашего приезда на Донбасс будет 9 мая 2015 года, День Победы», — заявляют с серьезными лицами после турне музыканты и сдерживают свое слово. 

Однако попыткам довести второй караван помешали с неожиданной стороны — луганское руководство отказало в проведении мероприятия, хотя из 16 стран уже съехалось 150 делегатов. Оказалось, что мобилизующий потенциал Banda Bassotti серьезнее, чем у партий. Большинству импонируют идеи антифашистского подполья в условиях хунты, водружение при захвате городов красных флагов и общий антиамериканизм собравшихся, считающих США главным зачинщиком всех войн.




Лiва боротьба

«За два дня до приезда выясняется, что луганские власти отказали в проведении антифашистского форума, — вспоминает Алексей Марков, помощник по тыловой части бригады «Призрак». — Находясь с состояние цейтнота они обратились к бригаде. Я пошел к Борисычу (командиру Алексей Мозговому). Он сказал: «Давай сделаем». Буквально за сутки до приезда он с начштаба зашел ко мне и говорит: «Были на совещании, запретили проведение и форума, и парада». Он озвучил, чем ему грозили в случае нарушения, но мы все-таки приняли решение проводить».

Именно фигура убитого неизвестными Мозгового стала объединяющей для всех, кто считает, что на Юго-Востоке якобы идет борьба не только с фашизмом, но и сражение за рабочий класс. Несмотря на свои симпатии к монархизму, Мозговой неоднократно в интервью утверждал, что готов идти на контакт со сторонниками социализма, а боевые действия — это, прежде всего, война трудящихся против олигархов. 
 

Идейную поддержку бригаде оказывают партийцы из КПУ и «Боротьбы». Это левая организация, которая стала критиковать Майдан после того, как их активистов выгнали за красные флаги. После пожара в одесском Доме профсоюзов, унесшего множество жизней, большая часть из боротьбистов переехала к идейным соратникам. Например, лидер «Боротьбы» Сергей Киричук благодаря стараниям Die Linke нашел политическое убежище в Германии, где настаивал, что Донбасс, якобы, переживает «рабочее восстание». Интересно, что один раз контрразведка сепаратистов посчитала боротьбистов шпионами в пользу Киева — в итоге они были задержаны.

«Что касается гражданских советников, то большинство из них сильно политизировано и «ушиблено» то идеей Белой гвардии, то, наоборот, Троцкого, — сообщает почти полумиллионная подписка в соцсети «Сводки от ополчения Новороссии». — Республика переполнена разного рода политическими фриками, в основном — крайне левых убеждений. Их привлекли радикальные лозунги социального равенства и борьбы с олигархами. Будучи неплохо образованными гуманитарно, многие из них работают как раз в тех структурах, которые призваны быть специализированной пропагандистской машиной Новороссии». 
 


Власть советам

«Хочу, чтобы в Новороссии была сильная составляющая избирательная — не было автократии, — делится с NT будущим видением непризнанного государства уже седовласый Марков. — Как противодействовать автократии? Механизм тут простой — иерархическая система советов. Избиратели в самом низу выбирают представителей в районные советы, депутаты этих советов избирают городские советы и так далее. Все чиновники на каждом уровне полностью подконтрольны депутатам соответствующих советов и могут быть сняты, таким образом, чиновничеству не получится полностью оторваться от формальных избирателей». 

Впрочем, Марков — в прошлом член КПРФ, милиционер и сотрудник нефтегазовой компании «Сибур», — признает, что вряд ли какие-либо власти добровольно пойдут на такие меры. Помимо обеспечения тыла 42-летний Марков помогает с руководством Добровольческого коммунистического отряда, сюда входит десятая часть из 700–900 бойцов «Призрака». С момента основания в конце июля прошлого года численность постоянно меняется, так как здесь служат неподписавшие никаких обязательств добровольцы. 

Ранее в «Призраке» было полторы тысячи человек, но часть ушла в недавно оформленные территориальные батальоны, часть уехало по ранениям. Из-за проблем с центральными властями уехали и иностранцы — больше всего было из Италии и Испании, дома их ждал арест. В сформированных «Другой Россией» Эдуарда Лимонова «Интербригадах» иностранцев тоже становится меньше, хоть и присутствуют белорусские и латвийские партийцы. Несмотря на то, что «Интербригады» переправили на фронт свыше 1500 человек ,«другороссам» так и не разрешили провести демонстрацию с собственным флагом — участники были задержаны.

«Но есть плюсы — добровольцы гораздо больше мотивированы, — утверждает коммунист. — Они не пошли в ополчение от безысходности, отсутствия работы и необходимости куда-то прибиться. Они не пошли в официальную милицию, а ведь там зарплаты, должности. Кто-то не может позволить себе подписать контракт — иначе дома статья за наемничество. Кому-то не нравится руководство ЛНР. Да и не все могут позволить себе на год приехать — есть только 3-4 месяца, есть жена-дети. Доброволец точно знает, зачем он здесь и что его здесь ждет. Морально-волевые качества поэтому у таких подразделений в разы выше. С другой стороны, доброволец не раб, он может прийти и уйти, сказав, что у него жена заболела. И ты подписываешь его рапорт об увольнении — ты не можешь его держать».


«Война ради войны бессмысленна»

Марков утверждает, что ставит для себя задачу не только воевать, но и вести разъяснительную работу среди населения — для этого из уехавших из Киева и Одессы коммунистов сформировали отдел политкоммисаров. 

«Хотелось бы создавать советы народного самоуправления в условиях отсутствия местных органов власти, — говорит Марков. — Мы регулярно вели лекционные кружки, но сейчас состав разбросан — четыре блок-поста, тыловые базы, комендатура. У нас есть и сталинцы, есть и прогрессивные коммунисты типа меня, которые считают, что в советском опыте были как положительные, так и отрицательные моменты, а значит, нужно не копировать старый опыт. Единой линии у нас нет! Но, честно говоря, у нас нет возможности плотно заниматься политикой, и сейчас политическое поле огораживается республиканскими властями — они не терпят конкуренции, стараются его фактически монополизировать. Война ради войны бессмысленна — мы поставим других чиновников, нужно лишь добиться того, чтобы новая власть действовала в интересах народа». 

В Луганске конкуренцию действительно не терпят — именно с этим связывают убийство в новогоднюю ночь силами местной милиции, подконтрольной главе ЛНР Игорю Плотницкому, Александра Беднова, командира группы быстрого реагирования «Бэтмен», в большинстве своем состоящей из националистов. 

С покойным Бедновым, несмотря на политические разногласия, Марков находил общий язык, не смущают его националисты и в собственной бригаде.

«У нас было большое количество националистических подразделений и людей, тот же Леша Мильчаков (бывший военнослужащий десантно-штурмовой дивизии, отрезавший головы щенкам). Мы в шутку говорили: война закончится — набьем друг другу морды, а пока у нас единый враг. Но у меня негативное отношение к любому национализму, в том числе и к русскому. То, что это мировоззрение находит поклонников с обеих сторон, — закономерно. Одни считают, что зачистят страну от русских и будут жить в Европе. Вторые дураки хотят брать с них пример, зачистив Россию от всех нерусских. И то, и другое — смешно и глупо, пока дело не доходит до убийств», — резюмирует замкомандира. 

«Я за российскую империю — царскую и советскую».

37-летний Александр Ким до начала боевых действий жил под Ростовом-на-Дону. За темой следил с самого начала — еще с Майдана, рассказывает он. Именно поэтому зимой Александр поехал на Юго-Восток, принимал участие в штурме Донецкого аэропорта, который еще обороняли к тому моменту украинские «киборги». Он служил в разных подразделениях, но в итоге решил стать стрелком в отдельной тактической группе «Суть времени». 

Свое название подразделение взяло в честь одноименного движения политолога и театрального режиссера Сергей Кургиняна, провозгласившего необходимость создания «СССР 2.0». Здесь воюет около 80 человек, в большинстве — это активисты украинских филиалов организации, призванные Кургиняном. Интересно, что его охраной на Донбассе занимался Егор Горшков, который преподавал убийце Маркелова Никите Тихонову способы слежки и ухода от наблюдения. В свою очередь, Илья Горячев, недавно осужденный за создание «Боевой организации русских националистов», в частных разговорах признавался, что считает Горшкова сексотом и сожалеет, что пригласил помочь.

Бойцы «Сути времени», как и все прочие участники конфликта, любят позировать для фото с оружием в руках. Главное отличие — развевающийся на заднем фоне красный флаг. Отряд сутевцев сформировали в июне 2014-го: сначала они вошли в батальон «Восток», спустя год рота перешла в батальон спецназначения «Хан». 

«Ты спрашиваешь, почему я пошел туда?, — говорит корреспонденту NT Ким. — Ну это, по мне, самое боеспособное подразделение. Я не был знаком с их идеологией. Да и сейчас не особо в ней разбираюсь, хотя на моей груди красовался шеврон с серпом и имперкой. Этот шеврон означает, что я за российскую империю — причем как царскую, так и советскую». 

Помимо прочего сутевцы заняты подготовкой пропагандистских видеороликов — под советские песни бойцы метким огнем бьют из БТР, затем десантируются в лодку и гребут, отстреливаясь. Ким сегодня сидит дома на чемоданах и говорит, что сорвется, как только позовут.

«Говорят, что многие идут туда сражаться за Русский мир, — рассуждает ополченец. — Но я-то родился в СССР, вернее УССР. И вот что такое Русский мир? Российский мир? У меня такой мотивации не было. Вот в Великую Отечественную войну сражались многие национальности. Так там и сейчас сражаются против фашизма, национализма, нацизма. Там много национальных бригад и батальонов. А то, что в интернете пишут про «победы Русского мира», так мне это не интересно. Пусть, что хотят, то и пишут!» 




«Это «Тихий дон». Новая версия»

Далеко не все левые поддержали «рабочее восстание Донбасса». Стоявшие на Майдане киевские анархисты воевали в батальоне «Донбасс», поддержавшие футбольный клуб «Арсенал» антирасисты отправились в «Айдар». В России антифашистское движение предпочло дистанцироваться от конфликта, посчитав, что в войне не правы обе стороны и не найдя точек соприкосновения ни с «Призраком», ни с украинскими товарищами.

«Война есть война, кто по пьянке на растяжку наступил и погиб, кто женщину не поделил и застрелил сослуживца, кто в плен попал и всех сдал. Все это старо как мир, это «Тихий дон». Новая версия», — рассказывает московский антифашист, представившийся Валерием. — Знакомый военспец говорит, что так вообще воевать нельзя. Везде, где он был в командировках, — даже в Африке — и то все лучше было организовано, а он с февраля по июнь не получал даже довольствия». 

Москвич говорит, что хотел поехать, но находящиеся сейчас там товарищи отговорили. В первую очередь нужны люди с опытом, еще лучше со своим снаряжением — оно минимально обойдется в 30 тысяч, а ведь еще не будет лишним ни бронежилет (от 20 тысяч), ни каска (от 6 тысяч). Тем, у кого финансирования нет, выдают снаряжение из старых запасов, недавно одному студенту выдали каску 1984 года.

«Можно сравнить фотки того, как экипирован «Азов», и как экипированы люди, которые с ними сражались в Широкино. У Украины преимущество в том, что разрешены к продаже ряд ништяков, запрещенные в России, например, глушители. Украинские волонтеры своим чувакам даже снайперские винтовки покупают, а у нас это запрещено, — сокрушается антифашист, связанный с помощью ополченцам. — В России нельзя даже купить заводской армейский шлем. Продаваемое в интернете — краденное со складов, недавно вот через границу перестали пропускать броники. Даже у отряда волонтеров «Ангел», которые помогают детям, постоянные проблемы. Таможенники не пускают их грузы в ДНР, так как если больше пять пар обуви, то нужно декларировать и платить налоги». 

Враг моего врага — мой друг

Идеологический нищета приводит к тому, что люди видят движу и хотят в нее окунуться, уверен Илья Пономарев, координатор «Левого фронта» и депутат Госдумы в изгнании. При этом он признает, что гражданская сумятица в принципе дает шанс на реализацию левых проектов, которые в условиях стабильности было бы невозможно предложить — однако без своих СМИ про них некому рассказать.

«Многие активисты не различают настоящий пролетариат и люмпен-пролетариат в классическом марксистском понимании, — это всевозможные бюджетники, зависящие от государства, — рассказывает в интервью NT депутат. — Вот основная база поддержки ДНР и крымских изменений — это именно такие слои, выигрывавшие от присоединения к России. В тоже время горняцкие организации Донбасса, мариупольские рабочие из «Азовстали» и Химзавода понимают, что в случае присоединения к России станут неконкурентоспособны, следовательно, потеряют работу — поэтому заняли нейтральную или проукраинскую позицию».

Недавно он вернулся из Киева, куда приезжает ежемесячно. Здесь он пытался объяснить, почему декоммунизация нежелательна, так как выталкивает всех несогласных в Новороссию. «Я общался с силовыми структурами, пытался объяснить издержки такого перекоса, предлагал сделать шаг навстречу, — рассказывает лидер «Левого фронта». — Если левые идеи будут отождествляться с Россией, то это создаст угрозы для политической стабильности и продолжит раскалывать страну. Сильный левый фланг нужен Украине — он стабилизирует ситуацию».

Он считает, что поддержка левыми ДНР/ЛНР идет от противного, мол, враг моего врага — мой друг. Европейские товарищи нашли в Путине, считает Пономарев, того, кто бросил вызов США.

«Для левых это естественная позиция — бороться против своего правительства. Die Linkie не за Путина, а против Меркель — а тут война, можно осудить происки американской военщины. Так и у «Левого фронта» главный враг — российское государство, соответственно мы заняли антивоенную позицию. Именно поэтому и боротьбисты против собственного правительства. Ведь это альянс классических правых, националистов и неолибералов, правых от экономики. К сожалению, украинское правительство ведет себя как российское — оно объявляет всех, кто против реформ под диктовку МВФ, предателями родины, — утверждает депутат. — Если в России искусственно повышают прозападность оппозиции, то в Украине также повышают градус пророссийскости собственной оппозиции».


 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.